Fortis

Официальный сайт: fortis-swiss.com

Швейцарская марка Fortis из Гренхена поучительный пример того, как небольшая компания может успешно существовать в непростых современных условиях.


Несмотря на значительный "возраст", на счету Fortis не было сногсшибательных событий или культовых моделей. Во многих областях компания была одной из первых. Наручные хронометры Fortis начал выпускать в 1937-м - чуть позже Breitling, Heuer и других лидеров, а водонепроницаемые и автоматические часы примерно в те же годы, что и Rolex. В 1954-м, ненамного пропустив вперед Vulcain и Jaeger-LeCoultre, компания освоила наручные будильники. А в 1956-м Fortis выиграл конкурс хронометров, но не в "общем зачете", а среди довольно узкой категории водонепроницаемых наручных будильников.

Конкурировать с огромными концернами на общем поле Fortis не мог. А прозябать, десятилетиями выпуская модели "как у всех", "на все случаи жизни", не хотел. Областью, в которой Fortis сосредоточил все свои усилия, стали профессиональные часы для авиации. И тогда, и поныне эта ниша поделена между IWC (которая работает в сегменте "авиалюкс" со своими моделями Big Pilot Watch и семейством Spitfire) и Breitling (что производит "инструменты для профессионалов" в сегменте доступной роскоши). Марки вроде немецкой Sinn или нашего "Авиатора" сосредоточены главным образом на национальных рынках.


Вскоре, кроме автоматических pilot watch, в коллекции Fortis ничего не осталось, что совершенно естественно вызвало резкое сокращение выпуска часов буквально до 2-3 тысяч штук. И как ни было заманчиво увеличить производство за счет каких-либо актуальных моделей "общего назначения", Fortis продолжал упорно выпускать Flieger Automatic Collection, посылая рынку вполне отчетливое сообщение: "Мы делаем только профессиональные часы, не размениваясь на мелочи".

Но даже такого упрямства не хватало, чтобы окончательно склонить чашу успеха в свою сторону. И тогда Fortis решил покорить небо из космоса. Благо момент для этого подвернулся более чем удачный. Американское NASA имело многолетний контракт с Omega и не хотело слышать ни о каком сотрудничестве с маленькой и не очень известной компанией. Зато Роскосмос, о существовании которого в начале 90-х забыл даже Борис Ельцин, был рад любому участию и любым, даже крохотным, денежным субсидиям. Уговорить россиян заключить договор было несложно. В итоге в 1992-м часы с длинным названием Limited Edition Andorra Fortis Stratoliner Automatic Chronograph впервые слетали в космос.


А в 1994-м Центр подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, что в Звездном городке, несмотря на активное противоборство Omega, включил хронограф Fortis Official Cosmonauts Chronograph в список экипировки космонавтов, и вскоре он побывал в открытом космосе. Три года спустя Fortis выступили в качестве официальных часов российско-германского экипажа. После каждого полета Fortis охотно публиковал результаты тестирования часов, в которых превозносилась высочайшая эффективность узла автоподзавода.

Так, не успев добиться признания в качестве пилотских часов, модели Fortis получили статус официальных космических хронографов. Помимо пиар-выигрыша, компания добилась главного сузила конкуренцию практически до предела. Ведь в космос летают только Omega и Fortis. Причем есть здесь еще один тонкий, но существенный момент. Заслуги Omega Speedmaster перед космосом неоспоримы, но, помимо космической, эти часы имеют и другие "специальности" - вспомним хотя бы Михаэля Шумахера. Если же вы хотите чисто космические часы, то пространство выбора сокращается до одной марки: Fortis.


Любопытно, но именно после успеха проекта Fortis Official Cosmonauts Chronograph компании наконец-то удалось установить долгожданный мировой рекорд. В 1998 году Fortis создал первый в мире автоматический хронограф с модулем будильника.


Сейчас, когда Fortis уже получил известность, компания по-прежнему охотно участвует в многочисленных попытках установить мировые рекорды в воздухе и на Земле. Чудаков, желающих выше всех взлететь на самолете или вертолете или пересечь в свободном полете Южный полюс, хватает. Денег много они не просят, а пиар получается существенный. При отсутствии больших средств на рекламу такая тактика работает эффективно. Например, вклад Fortis в программу Global Transmission Service (посылка сигналов точного времени из космоса одновременно с нескольких спутников) не был сопоставим с вложениями в этот проект Европейского космического агентства или концерна Daimler-Chrysler. Но тысячи профессиональных пилотов запомнили, что в этом важнейшем для их работы проекте был задействован Fortis.


Два года тому назад Fortis достиг своей цели: компания подписала контракт со Swiss International Airlines, став их официальным поставщиком. Так часы Fortis окончательно обрели статус авиационных, а в швейцарских магазинах Duty Free и на борту самолетов появилась в продаже целая коллекция часов в стильном квадратном корпусе, созданных по просьбе авиакомпании.

Добившись долгожданного признания, Fortis позволил себе немного разнообразить ассортимент и занялся повышением престижа марки. Стильная и престижная новинка созданная в сотрудничестве с дизайнером Рольфом Саксом (Rolf Sachs) модель под названием IQ Watch. Часы с авангардистским циферблатом, где вместо отметки "2 часа" нарисовано "7 5", вместо цифры 8 2 в кубе, а чтобы определить 11, предлагается извлечь квадратный корень из 121. Больший интерес представляют дизайнерские версии профессиональных бестселлеров В-42 в титановых корпусах с черно-титановым PVD-покрытием, карбоновыми циферблатами и каучуковыми браслетами. А также модели, разметка которых выполнена с помощью актуальной разноцветной SuperLuminova или имеет 24 часовых деления. Неплохи и циферблаты, расписанные изображениями орбиты Земли, где хромированные счетчики являются частью орбит.