Статьи из журнала «Братишка»

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | Путь "Сатурна"

 
     
 
     
  Эта статья всего лишь попытка обобщения того опыта, который был накоплен в процессе подготовки подразделений МВД для действий на Северном Кавказе. Наверняка вопросы, изложенные ниже, знакомы большинству командиров подразделений нынешнего времени.
ПО ПРОСЬБЕ РУКОВОДСТВА МВД

ПЕРЕД нами стояла задача — доработать и провести в жизнь программу подготовки сводных отрядов милиции в соответствии с их боевым применением и имеющимся у них уровнем подготовленности. Мы — это три человека: Сергей С. (позывной “Бэтмен”), Константин К-в (“Чарли”) и автор этих заметок. Сергей и я — бывшие военнослужащие 17-й бригады спецназа ВМФ, Костя — специалист в области снайпинга.
К нам обратился один из офицеров МВД, “Сан Саныч”, с просьбой оказать методическую помощь. Во многом благодаря именно его энергии и настойчивости удалась эта затея. Занятия проводились на безвозмездной основе. Между собой в шутку мы называли эту школу “Сатурн” — по аналогии со школой диверсантов из известного фильма. Название прижилось, обрастая слухами и легендами.

“САТУРН” ПОЧТИ НЕ ВИДЕН

ПРОГРАММА была составлена очень обширная, а времени — меньше чем в обрез. Попытка прочитать и показать как можно больше себя не оправдала. Слабые теоретические знания наших подопечных создавали определенную проблему. Пришлось возвращаться к самому началу.
Изучали огневую, топографическую и тактико-специальную подготовку, отрабатывали основы горной подготовки, инженерной и радиоподготовки. Особое внимание уделяли военно-медицинской подготовке. Попутно подтягивали уровень физической подготовки и давали необходимые в условиях командировки правовые знания. Костя занимался со снайперами, я и Сергей — с остальными. В силу определенных обстоятельств основная нагрузка легла на Сергея. Он безотказно и бессменно участвовал в обучении и подготовке подавляющего числа отрядов, проводя своего рода ликбез за период от трех дней до плановой подготовки в течение двух недель. Чего это ему стоило — знает только он сам.

МЕТОДИКА

ЗАНЯТИЯ проводились методом лекций и тактико-строевых тренировок. Лекции проводили в классе, практические занятия — на полигоне (стрельбище) под руководством офицерского состава, где мы выполняли роль консультантов. Сначала подробно объясняли, что делаем, зачем и как. После этого обучаемые пытались выполнить упражнение. Мы же фиксировали ошибки, указывали на них и объясняли, в чем их причина. Далее вновь повторяли упражнение. Из-за дефицита времени, большого количества личного состава и малого числа инструкторов больше двух раз повторять упражнение не удавалась, хотя надо бы для полного усвоения в разных вариантах. Обязательно давали задание на самоподготовку, а в конце отвечали на вопросы.
Методика довольно известная, однако, как показал наш опыт, далеко не всем.

С КАКИМ ПРИЦЕЛОМ СТРЕЛЯТЬ?

ЗАЧАСТУЮ оружие омоновцам выдавали только перед отправкой подразделения на Северный Кавказ. А тренировки необходимо проводить с тем оружием, с которым предстоит командировка. Нам удалось добиться этого только к концу второго года занятий.
Проверка уровня базовых знаний у наших подопечных выявила слабое понимание ими практического значения и применения правил баллистики. Например, очень распространенная ошибка: автомат АК-74 приводится к нормальному бою на дистанции 100 м с прицелом “П”, то есть до 400 м. При этом средняя точка попадания должна быть выше точки прицеливания на 24 сантиметра. Подразумевается, что на дальности 400 м точка прицеливания и СТП совпадут. Это, в принципе, помнит большинство. Но бой происходит на дистанциях 200-300 м, размер цели — не грудная и уж тем более не ростовая фигура, а часть головы, показавшейся из-за укрытия, то есть 14-16 см. Но стреляя с прицелом “П” (а именно большинство так и стреляет) и метясь под цель, как учили, мы имеем превышение траектории над линией прицеливания на двухстах метрах 38 см (!), 37 см — на 250 м, 32 см — на 300 м. Добавьте сюда техническое рассеивание, ошибки при произведении выстрела, затрудненность определения точки попадания и, как следствие, корректировки огня. По-моему, результат очевиден!
Другая крайность — некоторые пристреливают оружие в “0” на 100 м, то есть СТП совпадает с точкой прицеливания на 100 м, при этом прицел остается “П”! При этих условиях на тех же 200 м попадание будет на 10 см ниже точки прицеливания. Это прописные истины. Но есть подозрение, что в милиции не только рядовой состав слабо разбирается в этом вопросе.

УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ

БЫЛ в брежневскую эпоху такой лозунг, выдвинутый комиссарами той поры. Мы его позаимствовали и беззастенчиво использовали в своей работе.
Для контроля за расходом боеприпасов в ходе боя мы рекомендовали при снаряжении магазина вставлять 15-й (половина магазина), 26-й и 27-й патроны с трассирующей пулей. Забивать в магазин последний патрон с трассирующей пулей — не самый удачный вариант. Лучше перезаряжать оружие, имея в патроннике патрон на случай внезапного появления противника. Опыт войны показывает, что времени для замены магазина обычно достаточно. Но если уж вам приспичило сматывать магазины вместе, то не надо использовать красную или голубую изоленту. Кроме того, приматывайте их через прокладку (коробку от кассеты для магнитофона) патронами вверх, во избежание загрязнения при упоре магазина в землю во время стрельбы.
В этом случае вы вообще не сможете перезарядить автомат.
Личный состав необходимо обучать открытию огня, не глядя на оружие. Типичная ситуация: боец находится на внешнем посту, оружие на предохранителе. Появляется цель — сразу взгляд вниз, в поисках чего там переключать, затем опять на цель, точнее, туда, где она была. Обучать перезаряжать оружие необходимо также не глядя, продолжая наблюдать за обстановкой.
Не забывайте разбирать и чистить магазины, периодически переснаряжайте магазины, чтоб не держать пружины в сжатом состоянии. Недосыл патрона из магазина не такое уж и редкое явление.

УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫХ НЕТ В НАСТАВЛЕНИИ

БОЛЬШУЮ трудность вызвало поражение целей в “зеленке”. Приведу такой пример. В кустах установили четыре грудных мишени. Разнесены они были не только по фронту, но и в глубину, на разной высоте. Упражнение выполнялось группой из пяти человек. Вооружение усиленное: ПКМ — 1 ед. (боеприпасов — 50 шт.), РПК — 2 ед. (боеприпасов по 45 шт.), РГ-6 — 2 ед. (боеприпасов по 6 ВОГ-25). Дистанция до целей колебалась от 50 до 70 метров. Предварительно для упрощения задачи мы показывали стреляющим, где расположены мишени, после этого отводили группу на огневой рубеж, где она выстраивались в походный порядок и начинала движение. По команде: “Обстрел группы справа (слева)!” бойцы занимали оборону и открывали огонь, стараясь поразить цели в “зеленке”, которых не видели. Море огня — деревья валятся, щепки летят, кажется, что все цели будут как решето. А попаданий — ноль!
После этого объясняем, что, стреляя по закрытым целям, нужно целиться ниже, так как под огнем все залегают. Даже если пуля срекошетит на такой дистанции, она поразит человека так же, как и при прямом попадании. Стрельбу следует вести короткими очередями с последовательным переносом точки прицеливания по фронту с таким расчетом, чтобы площади рассеивания пуль пересекались. Командир должен управлять огнем ПКМ, используя его для поражения или подавления наиболее важных целей, направляя его огонь в те места, где как-то проявили себя снайперы, гранатометчики и пулеметчики. Гранатометчики должны работать в глубину с рассеиванием по фронту от флангов к центру предполагаемой позиции засады противника. Гранаты, взрываясь в кронах деревьев или ветвях кустарника, обеспечивают поражение целей в открытых окопах, накрывая их сверху на всей площади.
После объяснения упражнение повторяли, но лишь с третьего раза было поражено три из четырех целей. Обратите внимание на то, что мишени были грудными, дистанция — короткая, а огневая мощь — выше обычной. Есть над чем задуматься! Подобного упражнения в наших программах нет, но его вводит сама жизнь.

ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ

В ПРОЦЕССЕ подготовки бойцы в сжатое время получали большой объем информации, на который в обычных условиях уходит минимум полгода. Из-за этого личный состав был не в состоянии сразу контролировать все аспекты — внимание рассеивалось. Именно поэтому необходимо плановое, последовательное обучение для отработки и закрепления необходимых на войне навыков. Время обучения — такой же важный фактор достижения результата, как материально-техническое обеспечение. Крайне порочным является мнение, что достаточно дать человеку автомат, побольше патронов, косынку на голову — и боец готов. Также ошибочно считать, что “на месте доучатся”. Боевые действия — это экзамен, где двойку лучше не получать, а учиться следует на чужих ошибках.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НА ПОЛЕ БОЯ

ВИД ПЕРЕДВИЖЕНИЯ определяется характером местности, плотностью огня, расстоянием между укрытиями, физическим состоянием бойца и т.д.
Проведя в начале курса контрольные занятия, мы убедились, что обучаемые совсем разучились ползать. Да и снаряжение, когда все висит на животе, не позволяет — боец при переползании буквально вспахивает землю разгрузкой. Большинство из этих изделий создавались для патрулирования и позволяют манипулировать со снаряжением в положении «стоя-сидя», а для положения «лежа» малопригодны.
Часто обучаемые ленятся и стараются бежать как можно дольше, чтобы реже падать. Однако время перебежки не должно превышать трех секунд. «И раз, и два, и три» — пора падать. После падения лучше не перекатываться, а смещаться в сторону плашмя, опираясь попеременно на руки-ноги и корпус. Если кто-то все же перекатывается — не надо при этом задирать ствол и сгибать в колене ногу.


Прежде чем бежать, найдите взглядом укрытие от огня с укрытием от наблюдения. Заняв позицию, не торопитесь сразу открывать огонь (если только этого не требует обстановка), осмотритесь. Пока вы перемещались, противник мог сделать то же. Помните: как только вы начнете стрелять, через 3-5 выстрелов вам придется опять перемещаться, т. к. обнаружат.
После того как теория изучена и отдельные элементы передвижения на поле боя закреплены, приступали к очень эффективному практическому занятию. Перед его началом мы убеждались, что оружие разряжено и поставлено на предохранитель. Магазины обязательно пустые или не присоединены вообще!
Обучаемые делятся на две группы — одна занимает оборону, другая начинает выдвижение с рубежа атаки. Задача обороняющихся — выцеливать атакующих. Атакующие отрабатывают передвижение и целеуказания. Подгруппы меняются местами минимум два раза. Результат этого упражнения впечатляет. Личный состав перестает играть в Рэмбо и буквально роет землю носом.
Отрабатывая перемещение, мы уделяли внимание не только наступлению, но и правильной организации отхода, эвакуации раненых и убитых. Боевые тройки именно по этой причине предпочтительнее пар. Если одного ранят, вытащить его в одиночку — весьма непростая задача, не говоря уже о необходимости при этом вести огонь.

ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ

ЛИЧНЫЙ состав должен уметь определять дальность по цели и грамотно давать целеуказания относительно ориентиров, назначенных заранее или хорошо различаемых на поле боя. Ориентиров должно быть несколько, справа налево и от себя к противнику. Названия ориентиров, назначенных старшим начальником, не изменяются. Умение грамотно давать целеуказания позволяет эффективно управлять огнем подразделения, сокращая время между обнаружением цели и ее поражением. Истошный крик: «Вон он побежал!» — мало помогает тому же пулеметчику в обнаружении цели в условиях боя.
Если ориентиры заранее намечены, то проще работать от ориентира: «Ориентир — 2, влево — 20, ближе — 100. За кустом — пулемет». В обычных условиях направление на цель относительно линии «наблюдатель-ориентир» указывается в тысячных, но неподготовленность личного состава и отсутствие достаточного количества оптических приборов не позволяют это осуществлять на практике, поэтому обе цифры можно давать в метрах, предварительно оговорив это.
Так же можно давать целеуказания от себя по направлению и дальности. Удобно использовать условный циферблат часов, где 12 — общее направление на противника, а остальным цифрам будет соответствовать определенное направление на конкретную цель. Например: «На 2 часа, 250 метров — пулемет за завалом».
Даже эти простейшие способы требуют обязательной отработки на практике. Мы отрабатывали целеуказания в процессе тех же стрельб, когда огонь с мишени на мишень переносился по выдаваемому целеуказанию. Мишени при этом были расставлены не только по фронту, но и в глубину. Хотя бы одна из них была закрыта от наблюдения, то есть находилась в кустах, за щитом, обозначающим стену, и т.д.

МАСКИРОВКА

МЫ ОБУЧАЛИ личный состав грамотно применять три принципа маскировки: «укрыться, слиться, обмануть». Уже после первых занятий исчезли черные шапочки — «мечта снайпера». Постепенно до обучаемых начало доходить, что не стоит носить одежду светло-серых тонов, пусть даже и камуфляжную, действуя в «зеленке». И наоборот, самый модный камуфляж мало помогает на снегу. Мы терпеливо объясняли, что для того, чтобы камуфляж заработал, «ломая» ваш силуэт, необходимо, чтобы часть пятен соответствовала основным цветам местности, на которой вам предстоит действовать. В противном случае вы просто контрастная цель. Выбирая позицию, будьте как можно ниже, старайтесь располагаться в тени и не забудьте оглянуться, на какой фон вы проецируетесь.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СНАРЯЖЕНИИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ сразу предупреждали, что, используя перчатки, не стоит спешить отрезать на них пальцы. Помимо защиты от грязи, микротравм и порезов, они еще и предохраняют от ожогов о раскаленный ствол, за который умудряются рано или поздно схватиться, особенно пулеметчик. В экипировку полезно включить моток веревки, метров 10—15, для безопасного стаскивания подозрительных предметов, эвакуации раненых из-под огня в безопасное место волоком. Ботинки должны иметь усиленный подносок и, по возможности, подошву, устойчивую к протыканию. Многие оценили достоинства наколенников и налокотников, когда были вынуждены падать на каменную крошку. Осколки битого стекла ранят не хуже осколков гранат.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

В ОТЛИЧИЕ от расхожего представления об организации движения колонн техники: «Что тут сложного? Сели и поехали», на самом деле планирование движения автомобильной колонны — сложная задача. Начать хотя бы с того, что машина должна быть переоборудована. Следует снять тент, нарастить и усилить борта с бойницами. По возможности бронируется и дно кузова — от взрыва 50 кг тротила под днищем это не спасет, но от осколков — вполне. Борта открываются изнутри, личный состав должен сидеть в центре, лицом к борту, снаряжение и груз лежит вдоль бортов. На крышу кабины — противоосколочный козырек (от мин на деревьях), на капот — скат или мешки с песком. Обзор сужается, но и водитель более защищен. Командир с радиостанцией должен находиться в кузове, с личным составом. Наблюдатели — каждый в своем секторе. Дымы в готовности к немедленному применению. Определяется порядок открытия огня, очередность спешивания. Например, если у вас есть РГ-6 и ПКМ, то именно они в первые секунды боя открывают огонь по засаде, давая возможность личному составу спешиться и занять оборону. Спешившись, не торопитесь стрелять, сначала разберитесь в ситуации и оцените обстановку. На тренировках мы стремились к тому, чтобы большинство обучаемых побывало в роли командира, управляя подразделением.
Даже однократная практическая тренировка позволяет подразделению увереннее действовать в сложной обстановке. Характерный случай: машина с 23 сотрудниками, прошедшими эту подготовку, попала в подготовленную засаду. После взрыва всех выбросило из машины. При этом один погиб сразу, трое получили тяжелые ранения. Остальные, имея контузии, организовали оборону, оказали помощь раненым и, отбив нападение, не потеряли в бою больше ни одного человека.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

В РЕЗУЛЬТАТЕ нашей совместной с Сан Санычем деятельности за два года через «Сатурн» прошло более двух с половиной тысяч омоновцев. Потери в боестолкновениях сократились в несколько раз, от минно-взрывных средств — в полтора раза (инженерная подготовка давалась лишь в основах). Подготовлено более 30 снайперов в системе МВД и четверо — из другого ведомства.
Стараниями «Чарли» бойцы, впервые взяв в руки СВД, через три месяца сумели занять на межведомственных соревнованиях достаточно высокие места. Это говорит о том, что даже то, что есть в подразделениях, надо уметь использовать максимально, а не ждать нового супероружия, с которым не придется работать до седьмого пота. Те же высокоточные винтовки должны попадать в руки подготовленных специалистов, иначе говоря, стрелок должен дорасти до такого оружия.
В этой публикации многие вопросы даны в сильно сжатом виде, некоторые сознательно не отражены вообще — это же не учебник. Если у кого-то возникнет потребность в учебных материалах, он может через редакцию «Братишки» связаться с Сан Санычем.

Алексей БУДНЕВ
Фото из архива автора

Обзоры