Статьи из журнала «Братишка»

ГОСТИННАЯ | Александр ИНШАКОВ "Чтобы стать каскадером одной мечты мало"

 
     
 
     
 
Александр ИНШАКОВ
Председатель Ассоциации каскадеров России Александр Иванович Иншаков торопился на деловую встречу. Вбежал в комнату, взглянул на часы: «Ну, полчаса у нас есть». Поэтому тянуть с первым вопросом я не стал.
— Александр Иванович, откуда вы родом, как пришли в кино?
— Родился в Москве. А в кино пришел из спорта — как, по большому счету, и все наши каскадеры. Занимался я и спортивной гимнастикой, и игровыми видами спорта, и единоборствами, а на момент прихода в кино — каратэ и дзюдо.
Появился я на «Мосфильме» в 1976 году — попросили помочь в одной картине, в другой, в третьей... Были фильмы «В зоне особого внимания», «Санта-Эсперанса», «Взлет». Первой же моей серьезной работой стал фильм «Ответный ход» Михаила Туманишвили. Работал я вместе со своими учениками — группой из сорока человек. Вот тогда у меня впервые появился настоящий интерес к кино.
— Не так давно телевидение опять показало вашего «Крестоносца». Запал в душу эпизод, где две машины перелетают через движущийся железнодорожный состав. Как все это готовилось и исполнялось?
— Трюк очень сложный и был сделан вживую. За рулем первой машины сидел Костя Кищук, помогавший мне ставить трюки. За рулем второй — Вадим Барковский, известный автогонщик, бывший чемпион Союза по шоссейным гонкам.
Цистерну, которую должна была пробить машина, мы сделали из специальных материалов. Все жесткие углы, крепления были подпилены. Естественно использовали много взрывчатых веществ.
Времени на подготовку, как всегда, было мало — подводила погода, сроки не выдерживались. Не ладилось и когда начали снимать (неподалеку от станции Лобня, кстати) — то поезд шел не так, несмотря на все репетиции с машинистом, то еще что-то мешало.
Сняли, однако, быстро. Понадобилось всего два дубля. Прыгнули благополучно, все обошлось. Если говорить о «правде жизни», то у нас, конечно, была некоторая натяжка — машина не пробила бы цистерну. Но здесь мы оглядывались (с улыбкой, конечно) на американцев: у них что ни пуля, то разрывная, что ни взрыв, то ядерный. Когда к нам приезжал Дик Закер, президент Ассоциации каскадеров Голливуда, то он, смотря «Крестоносца», ахал и охал, а потом сказал именно по поводу железнодорожного трюка: «Если бы мы его делали, то он занял бы, наверное, половину фильма».
— А как родилась идея прыжка на парашютах с мотоциклами?
— Поскольку фильм снимала Ассоциация каскадеров и Фонд развития трюкового кино, созданный нами при Ассоциации, то главной была задача по максимуму показать наши возможности. Ребята у нас сумасшедшие — в самом хорошем смысле этого слова. И поэтому, когда Валера Приемыхов писал сценарий, его буквально засыпали предложениями. Так родилась и идея тройного прыжка на парашютах с высоты 2000 метров.
Готовились мы к этому трюку долго и серьезно, поскольку сделать надо было не один прыжок. Очень сложной была операторская работа! Вроде бы все получилось, хотя сейчас, пожалуй, я многое сделал бы по-другому.
— В титрах «Крестоносца» вы ссылаетесь на киноматериалы Сергея Тарасова.
— Начинали мы с ним этот фильм как «Граф Роберт Парижский» — исторический фильм по роману Вальтера Скотта о временах первых крестовых походов. Запускались мы на телевидении, на творческом объединении «Экран». Пошли финансовые трудности — «Экран» денег не давал и фильм был «заморожен». Позже сценарий был переделан, и из графа Роберта Парижского вырос вот такой вполне современный крестоносец.
— Вы много сотрудничали с Туманишвили. Как вам с ним работалось?
— Замечательно, я очень благодарен Михаилу Иосифовичу. После «Ответного хода» мы вместе работали в целой серии картин — «Одиночное плавание», «Случай в квадрате 36-80». Я и в «Крестоносца» Михаила Иосифовича пригласил, чтобы он помог мне его закончить.
Александр ИНШАКОВ

— Сейчас вы сняли продолжение «Крестоносца»?
— Я бы не сказал, что это — продолжение. Мне было очень жаль тот материал, который оставался после «Графа Роберта Парижского» и первого «Крестоносца». Замечательный материал, очень красивый, но ничего в себе, к сожалению, не несущий. Долго мы думали над тем, что можно сделать. Думали с Иваном Дыховичным и Владимиром Валуцким — и были уже близки к тому, чтобы все бросить и начать снимать новую картину.
Однажды, когда мы собрались втроем, меня осенило: «Давайте сделаем комедию! Хоть посмеемся над собой!» Посидели, посмеялись и разошлись. И вдруг вечером мне звонит Иван: «Ты знаешь, комедия получается». Мы сломя голову ринулись в эту авантюру. Когда отснятый материал мы показывали в Госкино, нас поддержали все тамошние «зубры». Денег, правда, до сих пор нет, но это уже комедия нашей жизни. Как бы то ни было, в результате появилась картина, которую я условно называю «Криминальная история, или Крестоносец-2». Сейчас съемки закончены. Начинается монтажный период, требующий очередных денежных вливаний. Мы с трудом, но решаем эти вопросы. Сами понимаете: кино — удовольствие дорогое, и за него надо платить.
— И когда же мы увидим результат ваших трудов?
— Надеемся в ближайшее время сделать первую рабочую копию.
— Говорят, вы книгу выпускаете...
— Уже выпустил, называется «Доги и бульдоги». Я вообще старый «собачник». Сколько себя помню, у меня все время кто-то дома жил. Сейчас, например, три собаки. И вот я со своим «товарищем по несчастью» Евгением Цегельницким сделал книгу, в которой описаны 68 пород. Печаталась книга в Австрии. Судя по отзывам, получилась интересная.
— Ваши творческие планы?
— Есть у меня мечта — снять хороший исторический фильм, причем на нашу, русскую тему. Мы плохо знаем нашу историю, а в ней, если покопаться, есть масса сюжетов для хорошего исторического боевика. У Приемыхова есть несколько интересных сценариев на историческую тему... Посмотрим. Получится — сделаем. В 1999 году планируем провести в Москве Всемирный фестиваль каскадеров. Уже имеем поддержку со стороны мэрии Москвы.
— И последний вопрос. Как попасть в каскадеры тем, кто об этом мечтает?
— Тут одной этой хорошей мечты мало. Тут нужно огромное упорство и настойчивость в достижении цели. Иногда помогает просто счастливый случай. Сейчас и работы для нас очень мало, и количество работающих в нашей профессии ограничено. Ну а для того, чтобы стать каскадером, нужно уметь все — скакать на лошади, падать с нее, не боясь ушибов, владеть единоборствами, управлять техникой, плавать, бегать, стрелять, работать с огнем, знать пиротехнику... Человек должен быть как минимум мастером спорта.
Как правило, всего вышеперечисленного сразу никто не умеет. Люди учатся в процессе работы, проходят «ликбез» на съемочной площадке. С каждым новичком мы готовы делиться всем, что умеем делать сами.

Беседовал Валерий БРОК
Фото автора и из фильма «Крестоносец»

Обзоры