Статьи
«Русская кожа» 230-летнего винтажа позволяет почувствовать разницу
Автор: Борис Копров, Уэй Коу
Публикация: в журнале REVOLUTION Russian Edition №57/2018
Одну из моих любимых реплик произнес Том Круз, сыгравший роль Винсента в триллере Майкла Манна «Соучастник» (2004), когда он говорит Джейми Фоксу (в роли Макса Дюроше): «Теперь мы должны сделать все возможное, импровизировать, подстраиваться к окружающей обстановке — это настоящий Дарвин. Дерьмо случается, это Книга Перемен — без разницы, но мы должны с этим справиться». Наиболее убедительная в своей краткости формулировка дарвиновской теории: не самый быстрый или самый сильный из видов выживает, но тот, кто лучше всех способен адаптироваться к изменениям. Именно так были рождены, как мы знаем, наручные часы. Хотя наручные модели некоторых часовых фирм существовали с первых лет XX в., лишь в начале Первой мировой стало очевидным — моментально, — что непрактично вытаскивать часы из специального кармашка правильного жилета и картинно вскидывать руку, поднося циферблат к лицу отточенно элегантным жестом, когда в тебя стреляют.
Военные Первой мировой быстро приспособились и обзавелись наручными часами, в сущности — минимально переделанными карманными со спешно припаянными гнутыми проволочными ушками и грубыми ремешками свиной кожи, толстыми, практичными и дешевыми. Война закончилась, но наручные часы остались, превратившись в символ мужественности и незаменимый времяизмерительный инструмент искателя приключений, стильного повесы и романтика.
Необходимость в следующем эволюционном сдвиге наручных часов вновь возникла во время Второй мировой войны. Британское министерство обороны посчитало,что гражданские часы не годятся для военного использования. Однако вместо того чтобы сотрудничать с определенной фабрикой, оно выставило открытое предложение, когда любой производитель мог стать поставщиком — главное, чтобы он сумел изготовить часы по утвержденному стандарту. В конечном счете предложение было принято двенадцатью компаниями. Позже их прозвали «грязной дюжиной» (Dirty Dozen) — по фильму Роберта Олдрича 1967 г., где рассказывалось о злоключениях двенадцати каторжников, отобранных для участия в высадке в Нормандии. Стандарт британского МО были разработан с целью гарантировать надежность, долговечность и беспрецедентную по тем временам читаемость циферблата даже в самых плохих условиях освещенности. Часы, удовлетворяющие требованиям стандарта, в документах МО фигурировали под аббревиатурой w.w.w. — часы (watch) наручные (wrist) водонепроницаемые (waterproof). В частности, условия МО были приняты часовой фабрикой небольшого швейцарского города Шаффхаузен, которая практиковала уникальную смесь американской промышленной изобретательности и традиционного швейцарского часового мастерства. Это был бренд, некогда названный «Международной часовой компанией» — International Watch Company.
Выпущенные компанией часы соответствовали всем требованиям британских военных. Широкие скелетные стрелки и часовые маркеры циферблата были размечены радиевым люминофором (в те времена это был единственно доступный вариант). Циферблат сам по себе был шедевром функциональной эстетики. Название компании было сокращено до «IWC», аббревиатуру поместили внутрь овала. Эти часы, теперь известные коллекционерам как «Марк 10» (Mark X), стали отправной точкой в развитии серии превосходных милитаристских часов бренда, включая их, пожалуй, наиболее популярного «потомка», легендарную модель «Марк 11» (Mark 11).
После Второй мировой стало ясно, что тот, кто доминирует в небе, будет иметь огромное тактическое преимущество. Военное ведомство Великобритании, внедрявшее для модернизации своих военно-воздушных сил новые технологии, включая реактивную тягу, заодно решило обзавестись безупречными военными часами. Так в середине 1940-х (1946/47) появился тендер Министерства обороны Великобритании на поставку часов для навигаторов. Технические требования были следующими: черный железный циферблат с арабскими цифрами от 1 до 12; светящаяся разметка циферблата по четырем главным направлениям; противоударный 12-линейный механизм с точность хода -4/+4 с функцией остановки секундной стрелки; водостойкость до 20 футов (6 метров); антимагнитная защита (поэтому железный циферблат); часовое стекло должно было иметь резьбовое крепление — чтобы не выскакивало при падении давления. На сей раз на роль поставщиков вызвались два бренда — IWC и «Жежер-ЛеКультр» (Jaeger-LeCoultre), хотя в конечном итоге заявку «Жежера» отклонили, поскольку они не успевали включить в механизм противоударную систему.
Так появились часы IWC «Марк 11», выпущенные в 1948 г. Они входили в экипировку различных подразделений Королевских ВВС, а также военных авиаторов Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза. Механизм «Марк 11», позволивший часам проходить наиболее строгое тестирование, — это калибр 89, спроектированный, как и многие другие известные калибры марки, Альбером Пеллатоном, выдающимся техническим директором IWC.
В 1952 г. циферблат модифицировали, а на место 12-часовой метки поставили фирменный треугольный маркер. Компания IWC поставляла «Марк 11» ВВС Великобритании с 1948-го и по 1981-й — и была единственным поставщиком с начала 1960-х годов. В 1994 г. IWC подготовила гражданский вариант модели «Марк 11» с автоматическим механизмом и хронометрической сертификацией — его назвали «Марк XII». В прошлом году в честь «Марка 11» была выпущена превосходная памятная 40-миллиметровая модель Pilot’s Watch Mark XVIII Edition «Tribute to Mark 11». Это событие не могло не привлечь человека, знакомого с историей милитаристских часов IWC, однако я жаждал чего-то, что могло еще лучше выразить оригинальный дух «Марка 11»...
Так появился замысел сделать специальную модель «Марка 11» для The Rake и Revolution. Было понятно, что эти часы должны быть ближе к оригинальной модели, нежели недавний трибьют. Значит, корпус 36 мм, без указателя даты, одиннадцать арабских индексов и контрастный треугольник на «12 часах». Важно отметить, что специальную модель не предполагалось позиционировать как настоящие милитаристские часы.
Я чувствовал, что если вы захотите получить военные часы, то всегда сможете приобрести антикварные IWC из «грязной дюжины». Поэтому правильным выбором представлялся матовый бронзовый корпус, темнозеленый циферблат (военные по чисто техническим причинам всегда предпочитали матовые черные циферблаты, но никогда не отвергали амуницию цвета хаки) и стрелки из розового золота, добавившие особый эстетский шик. Мне понравилось...
И не одному мне. Генеральный директор IWC Кристоф Грейнжер-Герр, с которым мы не раз обсуждали наш проект, согласился: «Я очень доволен конечным результатом — часы абсолютно потрясающие». В январе 2019 г. IWC представит коллекцию Spitfire, в которой найдет отражение новая для IWC тема джентльмена-авиатора. Собственно, с этой темой связана последняя проблема выбора, с которой мне пришлось столкнуться в работе над часами. Речь о ремешке. Понятно, что хотелось использовать текстильный ремешок натовского стиля и, естественно, с бронзовыми петлями — но мы все думали, что все-таки в этом чего-то не хватает. Идея родилась в общении с Джорджем Глазгоу — младшим, гендиректором британской фирмы «Джордж Клеверли», изготовителем высококлассной обуви на заказ. Как-то он рассказывал об испанском фрегате «Метта Катарина», который направлялся в декабре 1786 г. с грузом кожи из России в Геную, да затонул во время шторма в Плимутской бухте. Двести лет спустя подводники нашли затонувшее судно — в том числе хранившиеся в течение двух столетий в черной грязи морского дна связки оленьей кожи, которые были настолько тщательно упакованы, что вода в них практически не проникла — кожа оказалась едва подпорченной. Джордж Глазгоу случайно оказался в одном баре с подводниками, которые громко обсуждали произошедшее, заинтересовался и попросил показать ему находку — это оказалась так называемая русская кожа. Россия в XVIII столетии была одним из основных поставщиков кожи в Европу, и о качестве тогдашней кожи среди сапожников до сих пор ходят легенды. В общем, обувщики «Джордж Клеверли» начали использовать эту кожу — но за тридцать лет запасы истощились, и пришла пора подумать о том, как распорядиться остатками. Хотя у мастеров фирмы был некоторый опыт в изготовлении ремешков для наручных часов, использовать «русскую кожу» для ремешков натовского типа им никогда не доводилось. Тем не менее Джордж Глазгоу согласился рискнуть: «Мы проводили многочисленные консультации с поставщиками ремешков для часов IWC, чтобы точно определить правильную толщину кожи. Уникальная конфигурация натовского ремешка подразумевает, что очень длинный язычок нужно пропустить назад через петли — для нас это был настоящий вызов. Лишь когда мы убедились, что ремешок достаточно гибкий, но не излишне тонкий, мы поняли, что он не сломается». Так что для каждого из 150 экземпляров IWC Pilot’s Watch Automatic 36mm Special Edition x The Rake x Revolution английскими мастерами изготовлен уникальный натовский ремешок «русской кожи» 230-летнего винтажа.
Бренды
Обзоры
- Военный стандарт
- Зеленые береты
- BALL: выжить любой ценой
- Универсальный солдат
- Канадская тактика
- Traser Survivor: выжить любой ценой
- Officer Pro GunMetal: точный выстрел
- Обзор швейцарских наручных часов Traser P67 SuperSub
- Обзор швейцарских наручных часов Traser P69 Black Stealth
- Обзор коллекции Traser P99 Q Tactical