Статьи

Многоликий француз: история хронографа Type XX

Есть много часов, за которые поклонники военных мо­делей отдадут что угодно. Самый известный пример — на­ручные часы с малым секундным циферблатом и меткой «W.W.W.», заказанные британским министерством обо­роны у 12 разных марок и сегодня известные как «грязная дюжина». В последнее время набирают стоимость хроно­графы «Лемании» (Lemania), предназначенные для бри­танских ВВС и прочих военных. Выпущенные до 1990-х часы «Панераи» (Panerai) пользуются дикой популярно­стью; свои поклонники есть и у часов, предназначенных для Люфтваффе, и у моделей, которые марка «Гамильтон» (Hamilton) поставляла армии США. Но настоящий фаво­рит, не утративший популярности с начала возрождения часовой отрасли в 1980-х, — хронографы, предназначенные для авиации ВМС Франции, лучшим примером которых служит «Тип XX» от «Бреге» (Breguet Type XX).

Отметим, что римские цифры в названии «Типа» ис­пользовали только в «Бреге». Остальные марки писали «Тип 20» (а позднее — и «Тип 21») арабскими цифрами. Название размещали на «6 часах», в отдельных случаях — на «12 часах», под логотипом компании; но есть оно на ци­ферблатах далеко не всех «типов».

Дизайн «Типа 20» создавался уже после Второй миро­вой, но многие решения часы унаследовали от моделей во­енной эпохи, выпущенных марками «Ханхарт» (Hanhart), «Тутима» (Tutima), «Гласхютте» (Glashutte) и прочими для Люфтваффе. В основном это были двухкнопочные хро­нографы с контрастными циферблатами (белые цифры на черном фоне) и двумя накопителями: 60-секундным на «9 часах» и 30-минутным, с утолщенной стрелкой, на «3 часах». Ободок у многих был поворотный, рифленый, с од­ной отметкой; по такому удобно засекать время.

В 1954-м французское правительство заказало хроногра­фы «Тип 20» для французских ВВС, государственного Цен­тра авиационных испытаний и для авиации ВМС Фран­ции, также известной как Aeronavale; предназначенные для последней часы ценятся особенно высоко. «Аэронаваль» была учреждена еще в 1912 г., на заре современной авиа­ции, и этот род войск существует и сегодня: именно к нему относится палубная авиация и истребители, патрулирую­щие прибрежные воды страны. Определенные экземпляры «Типа 20» выдавали и французским вертолетчикам. Часы представителей разных родов войск между собой различа­ются гравировкой на задней крышке корпуса.

Требования к «типам» были следующие: функция мгновенного перезапуска, надежная работа хронографа на протяжении минимум 300 измерений, погрешность в пре­делах 8 секунд в сутки и запас хода 35 часов. В остальном же вариации друг от друга отличались значительно. В про­тивоположность часам из «грязной дюжины», которые расходятся лишь в мелочах, а по дизайну и функциям рав­ноценны, «типы» выпускались с разным числом дополнительных циферблатов, двумя или тремя, с рифлеными вра­щающимися ободками разных видов, как с разметкой, так и без. Стрелки и головки на них тоже были самых разных форм и размеров — и это только часы от «Бреге».

Помимо «Бреге» «типы» выпускали марки «Додан», «Эрен» (Airain), «Кронофикс» (Chronofixe), «Орикост» (Auricoste), «Матей Тиссо» (Mathey Tissot) и «Викса» (Vixa). До наших дней дожили четыре: «Бреге», «Орикост», «До­дан» и «Матей Тиссо». Современные версии «Типа 20» или «Типа 21» из них предлагают первые три, и каждая марка верность оригиналу хранит по-своему.

Breguet

В «Бреге» собственные «Тип 20», или «Тип XX», делят на три поколения. К первому относят экземпляры, выпущен­ные в 50-60-х гг. в корпусах с матовой отделкой и изогнуты­ми ушками. В 70-80-х корпуса поменялись на более тяже­лые полированные, а форма ушек стала угловатой. Третьим поколением называют серию, запущенную в 1995-м и став­шую визитной карточкой марки. Современные модели вы­ходят в крупных рифленых корпусах, их калибры автома­тические, с массой дополнительных функций.

По некоторым источникам, в 50-х марка заключила контракт на производство нескольких партий «Типа 20» с «Матей Тиссо». «Типы» компаний друг от друга можно отличить разве что по логотипу. Обе марки предлагали эти модели и на гражданском рынке, так что история выходит запутанная. Подтверждением связи может послужить то, что 15-минутные накопители вместо обычных 30-минут­ных были только у «Типа 20» от «Бреге» и «Матей Тиссо».

Значительной вехой в истории «Бреге», марки, наибо­лее прочно ассоциирующейся с «Типом 20», был аукцион «Антикворум» в Женеве, проведенный 14 апреля 1991 г., на котором выставлялись только часы этой компании. В число лотов вошло шесть «типов 20», названия которых в ката­логах были записаны арабскими цифрами. Каждый экзем­пляр чем-то отличался от остальных. Самыми редкими из них были два «типа», выпущенных для Центра авиацион­ных испытаний в 1956-1957 гг., но и другие вышли тиражом не более 500-600. Дополнительных циферблатов на обеих моделях для Центра было три; первые часы были выдер­жаны в тропической гамме, с коричневым циферблатом, а у вторых он был черным. Ободки обоих часов были узкие, стальные, с выгравированной 12-часовой шкалой. Калибры между собой тоже не отличались — и там, и там был уста­новлен «Вальжу-22» (Valjoux 22). На «3 часах» у них были 15-минутные накопители, на «6 часах» — 12-часовые, а на «9 часах» — циферблаты текущих секунд. Третья выставлен­ная на торги модель с тремя подциферблатами была выпу­щена в 1963-м, и ободок у нее тоже был тонкий.

У часов с двумя дополнительными циферблатами дела обстояли следующим образом: первые из них были выпу­щены в 1960-м и от описанных выше моделей отличались только отсутствием 12-часового накопителя. Корпус был такой же, 38-миллиметровый, с тонким ободком, а калибр — тот же «Вальжу-22». Оставшиеся два экземпляра появи­лись на свет в 1955-м и отличались немаркированными рифлеными ободками: на одном бороздки были грубее, чем на другом. Кроме того, одни из этих часов были примеча­тельны необычной стрелкой на 15-минутном накопителе.

Запутались? Неудивительно: перед нами шесть «типов 20», выпущенных за восьмилетний период, и среди них нет двух абсолютно одинаковых. И все же на циферблатах всех шести часов был логотип «Бреге», а на задней крышке кор­пуса стоял номер 5101/54. Это значит, что выпущены они были по первому контракту, заключенному в 1954-м.

Калибры в «типах» от «Бреге» бывали самые разные: 22, 222, 225, 235 и 720 «Вальжу», «Лемания-1377». Еще стоит помнить одну важную вещь: армейские часы были собст­венностью государства и регулярно проходили обслужива­ние с заменой изношенных деталей на любые подходящие. Значит, их оригинальные стрелки, калибры и циферблаты могут не сохраниться. И найти подлинные «Тип 20», выпу­щенные в период с 1950-х по 1970-е, в идеальном состоянии и с оригинальными деталями почти невозможно. Разве что речь идет о гражданской модели, которой почти не пользо­вались. Зато на «типе 20», прошедшем официальное обслу­живание, всегда есть соответствующие гравировки.

Старинные «Тип 20» от «Бреге» ценятся выше других — пока какой-нибудь почитатель не купит за огромные день­ги «Тип 20» от менее известной марки, как было с часами «Грана» (Grana) из «грязной дюжины». Но из компаний, что выпускают «типы» сегодня, «Бреге» самая почитаемая.

Перезапустив «Тип XX» в 1995 г., компания создала це­лое семейство современных и куда более сложных интер­претаций на автоматических калибрах. В линейку входят календари, модели с корпусами из драгоценных металлов и прочие версии, не соответствующие изначальным тре­бованиям военных; благодаря этому она стала куда живее и разнообразней, как новые часы «Панераи» и Fifty Fathoms от «Бланпэна» (Blancpain). Правда, пуристы отмечают, что брегетовский «Тип XXI» не имеет отношения к подлинно­му «Типу 21», но к этому вопросу мы еще вернемся.

Mnthey Tissot

Если в «Матей Тиссо» делали военный «Тип 20» для «Бре­ге», то, возможно, их собственные «типы» предназнача­лись больше для гражданского рынка. В любом случае с ар­мейскими контрактами эта марка знакома не понаслышке, так как во время Второй мировой поставляла часы для бри­танских и американских войск. «Типы» марки, выпущен­ные в период с 1954-го по 1960-й, несколько раз мелькали на аукционах; от «типов» «Бреге» того же периода они отли­чаются мало: калибры у них такие же, 22-е и 222-е «Вальжу», и прочих сходств тоже полно — от 15-минутных накопите­лей до внешнего вида циферблатов, корпусов и стрелок.

Dodane, Hirain u Chronofixe no следам 21-го

Марке «Додан» в этом году исполняется 160 лет; основали ее еще в 1857-м, и с тех пор ей управляет одна и та же се­мья. В честь круглой даты на «БазельУорлде-2017» компа­ния представила юбилейную версию «Типа 21» с калибром «Дюбуа-Депра» (Dubois-Depraz). На прошлых годовщинах компания особые издания не запускала. От оригинальных «Тип 21», появившихся из-за трудностей с обслуживанием 20-го, часы отличаются только автоматическим заводом.

Для ремонта «Типа 20» использовали детали из старых калибров «Лемании», «Ханхарта» и «Вальжу», и к концу 50-х достать их стало трудно. Но так как французское прави­тельство желало пользоваться «типами» еще пару десяти­летий, безансонская марка «Додан», один из подрядчиков по обслуживанию, представила часы «Тип 21» с более сов­ременными механизмами — «Вальжу-222» и «Вальжу-720».

«Тип 21» от «Додана» был примечателен ободком со шкалой обратного отсчета: не от 1 до 12, а наоборот. Та­кой же ободок можно увидеть и на «Типе 20» от «Эре-на», выпускавшемся с 1955-го по 1960-й на основе калибра «Вальжу-222», и на «Типе 21» под маркой «Кронофикс», предназначенном для пилотов вертолетов и выпускавшем­ся с 1960-го по 1965-й. Изготавливались обе модели силами «Додана». Увидеть такой ободок можно и на сегодняшних додановских часах «Тип 21» — воспроизводящих оригинал из середины прошлого века или осовремененных.

В «Типе 21» от «Виксы» был установлен калибр «Хан-харт-4054» с брегетированной спиралью, и это единст­венный «Тип» с немецким калибром. Такая версия часто встречается с рифленым ободком, как у часов для Люфт­ваффе, изготовленных «Ханхартом». Компания находи­лась во французской оккупационной зоне, и ее работа на «Виксу» и ВС Франции входила в немецкие репарации. «Ханхарт» до сих пор производит точные копии своих хро­нографов, выпущенных для Люфтваффе в 1940-х и 1950-х.

Подражатели

В отличие от современных «типов» «Бреге», новые «Тип 20» и «Тип 21» от «Додана» и «Орикоста» стоят мень­ше, чем оригиналы, причем происхождение у них не менее благородное, чем у «брегетов». У марки «Орикост», выпустившей ряд современных версий «Тип 20», оригиналы выходили в 38-миллиметровых корпусах с двумя подци-ферблатами на калибрах, основанных на механизме «Ори-кост-2040/Лемания-15ТL», с брегетированной спиралью, системой амортизации и 30-минутными накопителями. Ободки на них были со шкалами от 0 до 12 или от 0 до 24.

Раньше дизайн «типов» был весьма узнаваемым, но се­годня в нем осталось мало оригинального: при работе над армейским хронографом с черным циферблатом простор для творчества не очень велик. «Типу 20» уже 63 года, дав­но пора на пенсию — при этом подражателей у него легион.

Пожалуй, самым известным из таких подражаний можно назвать изящную и невероятно редкую 38-милли­метровую модель «Тип 20» от «Жирар-Перрего» (Girard-Perregaux) с тремя малыми циферблатами, выпущенную в 1960-х. На данный момент известно о существовании лишь пяти-шести подобных часов, основанных на калибре «Вальжу-720» с функцией мгновенного перезапуска. По­мечтать можно и о «Типе 20» от «Галле» (Gallet): эта марка тоже выпускала часы для французской армии, и некоторые версии ее моделей Pilot MultiChron и Flight Officer напоми­нают классический дизайн «Типа 20».

Облик «Типа 20» повлиял на дизайн целого ряда мо­делей, от брайтлинговской 765-й до «Типа 20» «Ланде-рона» (Landeron) 1970-х и Jet Graph от «Эникара» (Enicar). Что к лучшему, ведь цены на старинные «типы» кусаются, а большинство подражаний стоят куда дешевле, чем «до­дан» или «орикост» в приличном состоянии. До момен­та, когда линейку возродила «Бреге», всех «типов» было выпущено порядка 10 000-15 000. Если сравнить с общим числом часов, входящих в «грязную дюжину», картина вы­ходит плачевная: «типов» очень, очень мало, их в сумме на­бирается примерно 10 % от общего объема W.W.W.

Редкие часы с приятным дизайном и богатой истори­ей — вот почему у «Типа 20» столько поклонников. Хотя французов мало кто жалует.

Опубликовано: журнал REVOLUTION №12/2017

Обзоры