Февраль 2012 года
     
Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»
 
 

Многие читатели, наверное, знают о лазерном оружии космического и авиационного базирования, еще больше — читали роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Однако немногие, вероятно, в курсе, что в Советском Союзе первыми лазерное оружие испытали военные моряки. Причем, если в России советский опыт в данном направлении оказался не востребован, то в Соединенных Штатах работы по лазерному оружию корабельного базирования идут сегодня весьма активно.

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я

Лазерное оружие представляет собой один из вариантов лучевого оружия. Его еще принято называть «оружие на новых физических принципах». Основано оно на использовании поражающего фактора лазерного излучения для воздействия на личный состав и боевую технику противника. При этом высокая эффективность лазерного оружия достигается применением мощных лазеров различного типа, высокоточных систем наведения, удержания и фокусирования лазерного излучения на цели.
Если говорить о самом лазере, то это — оптический квантовый генератор, источник оптического когерентного излучения, характеризующегося высокой направленностью и большой плотностью энергии. В нем происходит преобразование различных видов энергии в энергию лазерного излучения. В зависимости от вида используемого рабочего вещества (топлива) лазеры бывают газовые, жидкостные и твердотельные, а также различных модификаций (например, химический лазер — это разновидность газового и т. п.). Сам же термин «лазер» происходит от аббревиатуры LASER, сформированной по первым буквам названия «Light Amplification by Stimulated Emission Radiation», означающего в переводе с английского «усиление света в результате вынужденного излучения».
Уникальная способность лазера со скоростью света переносить на большое расстояние значительное количество энергии и привлекла внимание военных, посчитавших его идеальным средством для выведения из строя оптики противника и ослепления его солдат. А при наличии лазерной установки достаточной мощности — еще и для уничтожения самолетов и танков, ракет и даже спутников. Умы генералов и адмиралов будоражили картины хаоса и разрушений, описанные в романе Алексея Толстого: «Первый удар луча пришелся по заводской трубе — она заколебалась, надломилась посредине и упала… Почти сейчас же слева от трубы поднялся столб пара над крышей длинного здания, порозовел, перемешался с черным дымом. Еще левее стоял пятиэтажный корпус. Внезапно все окна его погасли. Сверху вниз, по всему фасаду, побежал огненный зигзаг, еще и еще… Здание осело, рухнуло, его костяк закутался облаками дыма». Впрочем, вначале военные приняли лазер на вооружение все же в менее «кровавом» варианте — в составе систем целеуказания и наведения оружия и т. п. Широкое распространение получили лазерные дальномеры и ГСН ракет и авиабомб, а чуть позже — корректируемых артиллерийских снарядов.
Однако существенная зависимость эффективности боевого применения лазерного оружия от прозрачности атмосферы привела к тому, что наиболее идеальным полем боя для нового, лазерного оружия изначально считался воздух — на больших высотах — или космос. Особый эффект от применения лазерного оружия ожидался в последнем случае, поскольку в космическом пространстве можно было не опасаться туч или облаков, пылевых бурь и иных неприятностей.
Советские военные не стали исключением. В достаточно сжатые сроки была подготовлена амбициозная программа создания лазерного боевого комплекса, предназначенного для удара по американским космическим аппаратам. Однако для апробации тех или иных конструкторских решений выбор пал на Военно-морской флот. Только переоборудованные соответствующим образом корабли могли вместить все огромные механизмы прототипа боевой лазерной установки и, самое главное, обеспечить требуемую для «выстрела» мощность.

Сергей Горшков дает добро

После рассмотрения различных вариантов в качестве будущего носителя боевой лазерной установки — лазерного комплекса «Аквилон» — был выбран средний десантный корабль СДК-20. Данный корабль относился к проекту 770 Д, имел стандартное водоизмещение 704 тонны, полное — 751 тонну. Было построено шесть однотипных кораблей на судоверфи «Сточни Полночни им. Бохатерев Вестерпляти» в польском Гданьске. Спущенный на воду 16 марта 1963 года как ТДК-20 (заводской № 770 D/2), 30 сентября 1963 года он был включен в боевой состав ВМФ СССР и в том же году получил новое обозначение СДК-20. И вот новый поворот судьбы — приказ стать носителем «супероружия».
Правда, для установки на корабле первой советской лазерной пушки, значившейся в служебной переписке как «мощная силовая установка» (МСУ), советский «десантник» необходимо было переоборудовать. В 1976 году Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков утвердил специальное задание, по которому Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) «Черноморец» предстояло переоборудовать СДК-20 в опытовый корабль ОС-90 проекта 10030, шифр «Форос». Работами по переоборудованию корабля занялись специалисты севастопольского «Севморзавода».

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
Опытовый корабль ОС-90 проекта 10030 («Форос»), оснащенный лазерной установкой «Аквилон», на внешнем рейде ГВМБ Севастополь (Черное море). Фото датируется 28 сентября 1995 года

Задача создания «лазерной канонерки» оказалась чрезвычайно сложной даже для всесильной советской оборонки, никогда не испытывавшей какого-либо недостатка в финансовых средствах, материальных и человеческих ресурсах. Огромный «Аквилон» — массой порядка 90 тонн — потребовал существенно переработать корпус и надстройки корабля. Носовую аппарель, предназначенную для выхода техники и личного состава десанта, заменили на обычную носовую секцию с форштевнем. По бортам корабля были сооружены були шириной 1,5 метра — эти выступы хорошо видны на изображениях ОС-90. Надстройку выполнили в виде единого модуля с полным оснащением постов и помещений. На палубе был установлен кран грузоподъемностью 100 тонн, а все жилые и служебные помещения пришлось «снабдить» специальными звукоизоляционными покрытиями. Плюс к тому способствовать снижению шума должны были сооруженные дополнительно коффердамы — узкие горизонтальные или вертикальные отсеки, разделяющие соседние помещения. Особо тщательно осуществлялся контроль за монтажом агрегатов комплекса «Аквилон», причем к проектированию опорных поверхностей под них предъявлялись повышенные требования.
Сложность и комплексность работ, осуществлявшихся в рамках данной программы, характеризует тот факт, что процесс переоборудования СДК-20 в ОС-90 затянулся почти на 8 лет. Только в конце сентября 1984 года носитель лазерной пушки ОС-90 был включен в состав Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР. Первым командиром его стал, по имеющимся данным, старший лейтенант Машуков. Уже в следующем месяце в акватории Феодосийского полигона засветили первые залпы корабельной лазерной пушки — морякам удалось обнаружить, взять на сопровождение и сбить лазерным лучом ракету-мишень, летевшую на малой высоте.
Правда, чтобы выполнить атаку длительностью несколько секунд — при длительности выстрела и того меньше, пришлось более суток осуществлять подготовительные работы. Еще один недостаток комплекса «Аквилон» заключался в том, что коэффициент полезного действия установки составил всего 5%. Основную часть энергии излучения нейтрализовали неизбежные испарения с поверхности моря. Поэтому для преодоления этой проблемы ученые решили пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить ударную мощь лазера.

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
Более детальный вид ОС-90. Хорошо видна существенно перекомпонованная надстройка корабля и расширенный корпус. Вооружение, характерное для СДК, демонтировано

Однако все эти недостатки, обычно характерные для всех принципиально новых образцов вооружений, военной и специальной техники, меркли перед лицом главного успеха — в ходе испытаний советским ученым удалось принципиально подтвердить возможность создания боевой лазерной установки — лазерной пушки, способной выводить из строя оптику и зрение личного состава противника, а также уничтожать атакующие ракеты. Советские военные — а именно военные моряки — приобрели первый практический опыт по применению лазерной установки в условиях, максимально приближенных к боевым.
Впрочем, как и в отношении многих других систем, наступившая перестройка и последовавший вскоре развал Советского Союза с последующим лавинообразным сокращением финансирования российских Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса поставили крест на программе создания боевых лазерных установкок корабельного базирования.

Лазерный «Диксон»

«Лазерная канонерка» ОС-90 была не единственным опытовым кораблем, принадлежавшим ВМФ СССР и использовавшимся в советской программе разработки лазерного оружия. Еще одним носителем боевой лазерной установки, тоже созданной в виде прототипа, стал «Диксон». Он был переоборудован из вспомогательного судна по проекту 05961, разработанному специалистами ленинградского Невского проектно-конструкторского бюро (Невское ПКБ; главный конструктор проекта — Григорий Кужельный), создававшего отечественные авианосцы и другие крупные корабли. Но проблем здесь оказалось намного больше.

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
Вот так выглядели лесовозы типа «Вытегралес»

Лазерная установка, разработанная по теме «Айдар» и предназначенная для размещения на новом опытовом судне, была намного больше — по массе и габаритам — комплекса «Аквилон» и требовала большего количества энергии. Поэтому и пришлось брать уже не средний десантный корабль, а более крупное экспедиционно-океанографическое судно «Диксон». Последнее изначально строилось по проекту 596 как лесовоз типа «Вытегралес» и под названием «Восток-3» (заводской № 952) было заложено для Балтийского морского пароходства на ленинградском Судостроительном заводе им. А.А. Жданова 29 августа 1962 года, спущено на воду 6 июля 1963 года и передано заказчику в декабре того же года.

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
ОС «Диксон» в Севастополе

Однако в первой половине 1967 года в целях обеспечения выполнения программы космических исследований Луны в составе Черноморского флота была сформирована Черноморская эскадра специального назначения, в состав которой постановлением Совета министров СССР было решено передать из Балтийского морского пароходства шесть лесовозов проекта 596, которые были переоборудованы по проекту 596 П в экспедиционно-океанографические суда. Среди них оказался и лесовоз «Восток-3», переименованный в ЭОС «Диксон». В 1974 году на базе данной эскадры сформировали 3-ю бригаду поисково-спасательных кораблей, в состав которой и был передан «Диксон» — в 1977 году его переклассифицировали в поисково-спасательный корабль. Полное водоизмещение «Диксона» составляло 7230 тонн, длина превышала 122 метра, а ширина достигала 16,7 метра. Именно такой крупный корабль и подходил для роли носителя нового, более мощного лазерного комплекса. Причем в целях введения разведки потенциального противника в заблуждение «Диксон» обозначили «сухогрузом», хотя в секретной переписке он обозначался как «опытовый стенд специального назначения».
Переоборудование «Дискона» осуществлялось в 1980–1985 годах на севастопольском заводе имени С. Орджоникидзе («Севморзавод»), а вот боевую лазерную установку собирали на Калужском турбинном заводе — такова была специфика советской промышленности: в первом цехе делали трактора, во втором — танки, в одном здании собирали турбины, а в другом — лазерные пушки.
В отличие от ОС-90, переоборудование «Диксона» оказалось не только более сложной задачей, но еще и потребовало большего количества материальных и человеческих ресурсов и вылилось просто в гигантскую сумму (занятые в программе специалисты вскоре окрестили судно «золотой рыбкой»). К примеру, в ходе работ выяснилось, что при стрельбе из лазерной пушки образуется большое количество водорода — он мог скопиться в междупалубных пространствах и затем рвануть всего лишь от одной искорки или зажженной не вовремя спички. Пришлось ставить мощную вентиляцию. Следующая проблема была связана с необходимостью установки на судно 400 баллонов для хранения сжатого воздуха — для этого по обоим бортам «Диксона» сняли полностью металлическую обшивку. Кроме того, для установки пушки верхнюю палубу сделали раскрывающейся — в этом случае пришлось усиливать конструкцию корпуса судна. И, наконец, чтобы вся эта громадина — судно с лазерной установкой — развивала нужную скорость да еще и давала лазеру необходимые 50 МВт энергии, на «Диксон» дополнительно установили три турбореактивных двигателя с авиалайнера Ту-154. В результате переоборудования полное водоизмещение «Диксона» выросло до 9500 тонн, а ширина — до 20 метров.
Доставила советским специалистам хлопот и лазерная пушка, расходы на проектирование и постройку которой также вылились в весьма круглую сумму. К примеру, разработка адаптивного отражателя — специального медного колпака диаметром 30 сантиметров для отражения лазерного луча пушки в сторону противника — обошлась бюджету, по словам участников программы, примерно в два миллиона рублей. Причем на изготовление отражателя производственное объединение в подмосковном Подольске потратило около полугода, а необходимую для точного отражения луча идеальную поверхность удалось получить при помощи специальной шлифовки — колпак целыми днями вручную обрабатывали работницы завода. Что интересно, отражатель имел ЭВМ, предназначенную для отслеживания состояния поверхности отражателя — с точностью до микрона. Обнаружив появившиеся искажения, ЭВМ тут же подавала сигнал-команду и прикрепленные к нижней, днищевой части отражателя 48 специальных кулачков начинали усиленно бить по отражателю, выправляя его поверхность. Кроме того, во избежание перегрева медного отражателя в процессе отражения лазерного луча колпак оснастили специальной подложкой из бериллия, в которой имелись очень тонкие каналы — для прокачки по ним спиртового раствора (спирт разводился дистиллированной водой до крепости 39,5 градуса).
Впрочем, несмотря на все указанные выше сложности, работы на «Диксоне» закончили быстрее, чем на ОС-90. В конце 1979 года «Диксон» (командир корабля капитан 2 ранга Кучеренко) перешел на Черное море, затем на судоремонтном заводе им. С. Орджоникидзе был осуществлен окончательный монтаж пушки и систем управления, после чего «сухогруз» прибыл в военно-морскую базу Севастополь. Его поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Причем за несколько дней до прибытия судна все подходы к причалу обнесли четырехметровым бетонным забором, натянули поверх него проволоку и пустили ток. Пропускной режим для «сухогруза» установили весьма «неслабый», что, конечно, и демаскировало корабль.
Наконец, во второй половине 1985 года «лазерный линкор» вышел на испытания. Первым же выстрелом морякам удалось поразить мишень, установленную на берегу в четырех километрах, но попадание оказалось «аховым» — его зафиксировали лишь тепловые датчики, размещенные на самой мишени. Ни яркого мощного луча, ни эффектно горящей, как завод в советском фильме по мотивам произведения Алексея Толстого, мишени не было. Следует отметить, что результаты испытаний позволили конструкторам и представителям Министерства обороны СССР сделать выводы, в том числе и о наличии определенных перспектив у данного вида оружия. В частности, разработчики пришли к выводу, что достаточно относительно незначительного прожига стабилизатора или корпуса крылатой ракеты для того, чтобы набегающий поток воздуха сбил ее с курса или и вовсе разрушил. Однако добиться высокой эффективности боевого применения лазерной пушки можно было только при условии устранения ряда проблем, включая повышение КПД боевой лазерной установки.
С другой стороны, Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков пришел к выводу, что для морских условий лазерные пушки пока не подходят — стрелять ими можно либо высоко в атмосфере, либо в космосе. Впрочем, испытания лазерной установки по теме «Айдар» продолжались еще некоторое время, и, по данным некоторых источников, была даже выполнена боевая стрельба по радиоуправляемому катеру-мишени, надстройку которого укрыли асбестовым щитом. По воспоминаниям участников, лазерная пушка уверенно поражала надстройку катера-мишени с дистанции 400 метров.

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
А это уже опытовый корабль «Диксон» стал носителем прототипа лазерного боевого комплекса большой мощности, созданного по теме «Айдар». Фото сделано, вероятно, в начале 1990-х годов

Оба корабля — ОС-90 и «Диксон» — входили в состав 311-го дивизиона опытовых судов Черноморского флота, но работы по «лазерной тематике», по официальным данным, были прекращены еще во второй половине 1980-х годов, а в начале 1990-х годов лазерные установки были демонтированы, а техническая документация уничтожена. После распада Советского Союза и последовавшего затем раздела Черноморского флота оба опытовых судна достались Украине. По имеющимся данным, «Диксон» был списан в 1995 году и продан Украиной в Индию по цене металлолома — несмотря на то, что он был в весьма хорошем состоянии и имел полностью исправную силовую установку. Примечательно, что редакция российского сайта «АТРИНА» утверждает, со ссылкой на свои источники, что во время списания «Диксона» бесследно исчезла секретная документация по проведению испытаний. С другой стороны, не совсем понятна связь списываемого судна, почти десятилетие как отошедшего от испытаний, и секретной документации по результатам этих самых испытаний, которая должна была храниться, как представляется, в одном из центральных управлений (архивов).

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
Списанный опытовый корабль ОС-90 на разделке

Дальнейшая судьба ОС-90 точно не известна, но скорее всего и это опытовое судно отправилось в утиль. Интересно, что в ряде западных СМИ появилась информация о приобретении МО США на судостроительном заводе Украины металлолома в виде нескольких старых советских кораблей и судов, на одном из которых американцы обнаружили «мощные генераторы, особые поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и иное оборудование, которое позволило предположить использование данного судна в рамках программы испытания лазерного оружия». Впрочем, это могло быть очередной журналистской уткой.
По имеющимся данным, лазерный комплекс «Аквилон» командование ВМФ СССР планировало устанавливать на корабли огневой поддержки десанта — для вывода из строя оптико-электронных средств техники и поражения органов зрения личного состава противодесантной обороны противника непосредственно перед высадкой десанта. В состав комплекса входила высокоинтеллектуальная система управления с возможностью обнаружения и сохранения в памяти всех наблюдаемых бликов оптики в секторе наблюдения — после команды «огонь» боевой модуль установки «бил» лучом по всем обнаруженным целям-«бликам». Испытания воздействия лазера на живой глаз проводили на животных. Однако до распада СССР лазерной системой данного типа успели вооружить только один малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга» проекта 12081. Он был построен на Хабаровском судостроительном заводе им. 60-летия СССР и вначале входил в боевой состав Краснознаменного Тихоокеанского флота, а затем был передан пограничникам, переклассифицирован в пограничный сторожевой корабль 2-го ранга и с 25 ноября 1994 года дислоцировался на реке Амур (по состоянию на 2000 год корабль имел бортовой № «106»).

Технологии: Военно-морские «гиперболоиды»я
МАК-11 – бывший носитель лазерной установки «Аквилон»

МАК-11 был заложен на верфи — под заводским № 211–26 апреля 1982 года, спущен на воду 20 августа 1983 года и вошел в боевой состав 17 августа 1984 года. Он имел стандартное/полное водоизмещение 390/450 тонн, наибольшую длину 55,13 метра, наибольшую ширину 9,14 метра, осадку 1,44 метра, развивал скорость полного хода до 23 узлов и мог совершать со скоростью 10 узлов переход дальностью не менее чем 540 миль. ГЭУ корабля включала три дизеля М-504 Б мощностью по 3800 л. с., плюс один дизель-генератор мощностью 200 кВт и два дизель-генератора по 100 кВт, экипаж — 32 человека, включая четырех офицеров.
Вооружение МАК-11 включало: две 100-мм пушки Д-10-Т2 с (240 выстрелов) и два спаренных с ними 7,62-мм пулемета ПКТ, ПТРК «Бастион-К» (ПТУР 9 М117), одну шестиствольную скорострельную 30-мм артустановку АК-630 М (без системы управления МР-123 «Вымпел»), одну двуствольную 140-мм ПУ НУРС ЗИФ-121 М «Снег» с СУО «Искра-1208» (120 НУРС М-14 ОФ), два спаренных 12,7-мм пулемета «Утес-М» и два 30-мм гранатомета БП-30 «Пламя», плюс четыре ПУ ПЗРК и один излучатель комплекса лазерного оружия. Последний был уменьшен в габаритах и установлен на корабле взамен носовой артустановки АК-630 М. По имеющимся данным, впрочем, неофициальным, установка на катере прошла испытания в середине 1980-х годов, но впоследствии активно не использовалась и была в 1990 году демонтирована.

Владимир Щербаков
Фото из архива автора