Август 2010 года
     
Арсенал: С НЕБА – В БОЙ
 
  Арсенал: С НЕБА – В БОЙ

В послевоенный период развитие бронетанковой техники шло несколькими путями, в том числе и путем создания новых типов военных гусеничных машин, предназначенных для решения специфических задач на поле боя, отличных от задач, возлагаемых на танки. Так, уже в 1960 году в Советском Союзе началась разработка принципиально новой боевой машины пехоты (БМП), предназначенной для повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей на поле боя при поддержке танков. Это был образец первой в мире машины, обеспечивающей действия пехоты без выхода из нее или поддерживающей действия пехоты, вышедшей из машины. На БМП-1 были установлены 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие с активно-реактивным выстрелом и новый дизельный двигатель УТД-20. Наряду с созданием БМП советские конструкторы начали работать над еще одной боевой машиной, при проектировании которой четко был сформулирован принцип: «десантникам — десантную машину». Совокупность высоких боевых свойств должна была сделать новую машину поистине уникальной.
Работы по созданию боевой машины для вооружения Воздушно-десантных войск (ВДВ) СССР были начаты по инициативе командующего ВДВ В. Ф. Маргелова.
К 1960-м годам в Советском Союзе все еще не была преодолена проблема нехватки тяжелого вооружения, которое могло бы использоваться парашютно-десантными частями при высадке в тылу противника. На протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатометами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки Воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов частично обеспечивались самоходными противотанковыми ракетными комплексами на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми самоходными артиллерийскими установками СУ-57 и СУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66.
Для обеспечения действий ВДВ требовалась новая машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся в эти годы для Сухопутных войск боевой машиной пехоты БМП-1, которая обеспечивала бы как транспортировку десантников и ведение ими боя из-за брони машины на радиоактивно зараженной местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами.

Арсенал: С НЕБА – В БОЙ

Генерал-полковник В. Ф. Маргелов сразу же установил тесные контакты с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро Министерства оборонной промышленности, неоднократно выезжал на предприятия, в КБ и НИИ, приглашал конструкторов и ученых в войска. Творцы новой боевой техники видели глубокую заинтересованность командующего, постоянно ощущали его практическую помощь и моральную поддержку при создании и проведении испытаний новых образцов вооружения.
Поэтому в 1965 году главный конструктор КБ Волгоградского тракторного завода Игорь Гавалов начинает активные работы по созданию первой в мире легкой гусеничной плавающей боевой машины, предназначенной для повышения мобильности, огневых возможностей и защищенности частей и подразделений Воздушно-десантных войск. Вскоре в работах по проектированию боевой десантной машины (БМД) Гавалова сменил другой конструктор этого КБ — Аркадий Шабалин. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности новой машины был назначен А. И. Русанов. Еще на стадии проектирования новая машина волгоградских конструкторов получила заводской индекс — «объект 915».
В 1968 году, после проведения значительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, серийное производство БМД-1
было освоено на Волгоградском тракторном заводе (причем еще до официального принятия на вооружение). В организации производства новой боевой машины на Волгоградском тракторном заводе и Волгоградском судоремонтном заводе принимали участие также НИИ стали, Институт электросварки им. Е. О. Паттона и ряд других предприятий. В результате успешно проведенных работ 14 апреля 1969 года выходит постановление Совета Министров СССР «О принятии на вооружение Воздушно-десантных войск гусеничной боевой машины». Эта машина официально была принята на вооружение Советской армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением «Боевая машина десанта — 1 (БМД-1)».
БМД-1 является первой в мире специализированной боевой гусеничной плавающей машиной, предназначенной для использования в Воздушно-десантных войсках в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем, а также для десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12 и Ил-76. БМД-1 была идентична по огневым возможностям боевой машине пехоты и существенно повысила мобильность, вооруженность и защищенность парашютно-десантных подразделений, участвующих в боевых действиях, в том числе и в условиях применения ядерного оружия.

Арсенал: С НЕБА – В БОЙ

В 1968–1969 годах была изготовлена установочная партия БМД-1. На протяжении всех 1970-х годов шло оснащение Воздушно-десантных войск боевой машиной десанта. Вначале ею был вооружен только один батальон дивизии ВДВ в Прибалтике, на котором проводилось ее освоение, отрабатывалось парашютное десантирование и тактика действий.
В первые годы производство БМД-1 велось малыми партиями для обеспечения оперативного внесения изменений в ее конструкцию по результатам войсковой эксплуатации. В дальнейшем, по мере поступления машин, в каждой воздушно-десантной дивизии ими оснащался один парашютно-десантный полк. В 1978 году перевооружение всех Воздушно-десантных войск на боевые машины десанта в основном было завершено.
БМД-1 была создана на специальной базе и обладала высокой огневой мощью и хорошими маневренными качествами, приспособлена для действий в различных условиях боевой обстановки.
Общая компоновка БМД-1 необычна для боевых машин пехоты. Особенности ее компоновки, в отличие от БМП-1, были обусловлены необходимостью расширить огневые возможности размещенных в ней стрелков. Она была спроектирована по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме. Поэтому ее компоновка имеет расположение отделения управления и среднего отделения, сочетающего функции боевого и десантного в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой. В этой связи очень оригинально размещались экипаж и десант, состоящие из семи человек. Три человека размещались в передней части корпуса в отделении управления в один ряд (слева направо по ходу): командир машины (он же — стрелок левого курсового пулемета), механик-водитель и стрелок правого курсового пулемета ПКТ. В передней части корпуса по оси машины располагалось рабочее место механика-водителя. Слева от механика-водителя располагалось место командира БМД-1, а справа — стрелок-пулеметчик, у каждого из них имелся свой люк в крыше бронекорпуса. В средней части машины была смонтирована малогабаритная коническая сварная одноместная башня с комплексом вооружения (заимствована у БМП-1), в которой слева от орудия располагается заместитель командира машины, он же наводчик-оператор. В кормовой части среднего отделения за башней у моторной перегородки у кормовой перегородки МТО находилось отделение для трех десантников (старшего стрелка, гранатометчика и помощника гранатометчика). В задней части корпуса имелся специальный большой кормовой люк для выхода наружу из бронекорпуса по крыше МТО. Спешивание десантников происходило через этот люк, благодаря низкому двигателю и вынесенной системе охлаждения в бортовые отсеки.
БМД-1 имела следующие конструктивные особенности: герметичный бронекорпус небольшой массы с противопульным бронированием, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и устойчивость; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.
БМД-1 имела противопульное дифференцированное бронирование. Броневой корпус представлял собой жесткую коробчатую конструкцию сложной формы и был сварен из относительно тонких катаных листов из специальных легких алюминиевых сплавов. Впервые в практике советского машиностроения для броневых плит был применен броневой алюминиевый сплав АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Это позволило при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стального бронекорпуса, несколько снизить общую массу, но за счет защищенности заброневого пространства. Масса БМД-1 в боевом снаряжении была равна 7,2 т, а в положении для десантирования — 6,7 т. 
Уровень огневой мощи БМД-1 был очень высок. При этом вооружение и экипаж размесили в БМД столь рационально, что это существенно повысило ее боевую эффективность: вокруг этой машины можно было создать зону сплошного огня.
Основное вооружение было аналогично вооружению БМД-1 и устанавливалось в одноместной конической сварной вращающейся башне. Боевая машина десанта была вооружена 73-мм орудием 2 А28; противотанковым ракетным комплексом; четырьмя 7,62-мм пулеметами (причем три из них — танковые ПКТ и один ручной — РПКС); ручным противотанковым гранатометом РПГ-7 Д; пятью автоматами АКМС и двадцатью гранатами Ф-1.
На башне над пушкой была смонтирована пусковая установка ПТУР 9 М14 М «Малютка», доступ к которой осуществляется через специальный люк. Один из трех пулеметов ПКТ был спарен с орудием 2 А28. Два других 7,62-мм пулемета ПКТ были курсовыми, смонтированными в амбразурах в каждом углу носовой части корпуса, в связи с чем они имели ограниченные углы обстрела. В то же время подобное размещение двух курсовых пулеметов позволило создать высокую плотность огня с места или с коротких остановок вперед по курсу движения БМД.
Огневая мощь машины могла быть дополнительно увеличена ведением огня экипажем из стрелкового оружия непосредственно из машины. Поэтому внутри машины были оборудованы укладки для личного оружия экипажа: пяти 7,62-мм автоматов Калашникова АКМС, одного 7,62-мм ручного пулемета Калашникова РПКС и одного 40-мм ручного гранатомета РПГ-7 Д. Специально для этого оружия имелись три амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах, а третья — в крышке кормового люка. Бортовые амбразуры были оснащены броневыми заслонками, которые можно было закрыть вручную, и смотровыми обогреваемыми бронестеклами (конструкция заимствована у БМП-1). Кормовая амбразура не имела заслонки и стекла (закрывалась пробкой), зато имела внешние выступы-ограничители для предотвращения обстрела емкостей ЗИПа и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Ведение прицельного огня из кормовой установки было невозможно, т. к. стрелка не удалось разместить так, чтобы он мог наклониться к автомату.
Для прицеливания основного вооружения БМД-1 наводчик-оператор имел комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1 ПН22 М1 (который использовался как при ведении огня из спаренной артиллерийско-пулеметной установки, так и при пуске ПТУР), четыре перископических прибора ТНПО-170; а командир машины и стрелки-пулеметчики — перископические приборы наблюдения — прицелы ТНПП-220. В ночных условиях командир машины использовал перископический бинокулярный бесподсветочный прибор ночного видения ТВНЕ-4. Для стрелков-десантников имелись два танковых призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и два прибора ТНП-350 Б (для плава), а также перископический прибор МК-4 С.
Основное вооружение БМД-1 составляло гладкоствольное полуавтоматическое 73-мм орудие 2 А78 «Гром» с упрощенным автоматом заряжания. Орудие размещалось в спаренной с пулеметом установке на цапфах в лобовой части башни, максимальные углы наведения установки в вертикальной плоскости составляли от –5° до +30°.

Арсенал: С НЕБА – В БОЙ

Поскольку одним из важнейших требований к БМД являлась ее малая масса, волгоградским конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП-1) автомат заряжания. Механизм заряжания орудия представлял механизированную боеукладку конвейерного типа полуавтоматического действия с электрическим приводом. В конвейере механизма заряжания размещался весь боекомплект орудия, выстрелы располагались по периметру башни в транспортере механизированной укладки. При включении привода конвейер обеспечивал подачу и выведение выбранного наводчиком выстрела на линию заряжания, подавая его непосредственно к рабочему месту наводчика-оператора, который вручную должен был перенести его и вставить в казенник орудия. Одновременное решение таких задач, как поиск целей, наведение орудия, его заряжание и ведение огня, представляло проблему достаточно сложную для одного человека, поэтому психофизические данные наводчика заметно ухудшались в зависимости от продолжительности ведения боевых действии и количества произведенных выстрелов. Однако боевая скорострельность орудия все-таки оставалась высокой, составляя 6–7 выстрелов в минуту.
Система спускового устройства орудия — электрическая с гальванозапалом (электрокапсюлем) и защитой электронно-оптического преобразователя прицела от засветок пламенем выстрела своего орудия. Для спаренного с орудием пулемета ПКТ конструкторы нашли интересное техническое решение — уложили пулеметные ленты так, что стрельбу из пулемета можно осуществлять непрерывно, без перезаряжания, до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов.
В боекомплект орудия входили 40 унитарных кумулятивных выстрелов ПГ-15 В с активно-реактивными кумулятивными гранатами (снарядами) ПГ-9 и осколочными выстрелами ОГ-15 В с осколочными гранатами (снарядами) ОГ-9, размещенными в конвейере; 3 противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) и 4000 7,62-мм винтовочно-пулеметных патрона.
Первоначально в боекомплект пушки входили лишь выстрелы ПГ-15 В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты. Дальность прямого выстрела составляла 765 м, наибольшая предельная дальность стрельбы кумулятивной гранатой — 1300 метров, а максимальная дальность осколочной, формально, 4400 метров, но на практике дальность эффективной стрельбы не превышала, соответственно, 800 и 600 метров.
Для наблюдения за местностью, прицельной стрельбы из спаренной установки и наведения ПТУР на цель огня наводчик-оператор использовал монокулярный перископический комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1 ПН22 М1 «Щит». Окно этого прибора было расположено с левой стороны башни перед люком наводчика. Прицел мог работать в двух режимах — дневном и ночном. В зависимости от погодных условий максимальный предел видимости прицела составлял от 400 до 900 м. Дневная ветвь прицела имела 6-кратное увеличение и поле зрения в 15°, ночная же представляла собой прибор ночного видения пассивного типа, имеющий увеличение 6,7 и поле зрения 6°, работающий за счет усиления естественной ночной освещенности, которая обеспечивала дальность видения 400 метров. Отдельного дальномера в БМД-1 не было, но в окуляре прицела была нанесена шкала дальномера для определения дальности до цели высотой 2,7 метра («танк»).
Для поражения бронированных целей на дальностях, не доступных для пушечного вооружения, БМД-1 оснастили противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9 К11 «Малютка».
На БМД-1 для обеспечения внешней связи была установлена радиостанция Р-123, а с 1973 года — ее модернизированный вариант Р-123 М «Магнолия». Эта радиостанция была достаточно компактна, надежна, хорошо противостояла вибрациям и тряске. Работа радиостанции в БМД-1 осуществлялась на 4-метровую штыревую антенну, обеспечивая связь с однотипной радиостанцией на дальности до 28 км, в движении по среднепересеченной местности со скоростью до 40 км/ч — до 20 км, при включенном подавителе шумов — до 13 км. При выходе из строя основной антенны связь могла осуществляться через аварийную антенну, представлявшую собой кусок изолированного провода длиной 3 м, при этом дальность связи ограничивалась 4 километрами или 1 километром, если вторая радиостанция также работала на аварийную антенну. Для внутренней связи БМД-1 была оборудована интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124 на пять абонентов.
В состав дополнительного оборудования, которым оснащалась БМД-1, входили: фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура.
Кроме того, на БМД-1 был установлен радиомаяк (маркерный передатчик), сигналы которого указывали членам экипажа местонахождение машины в тылу противника, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолета. Все десантники, члены экипажа, сброшенные с парашютами отдельно от БМД, имеют радиодатчики (поисковые приемники), принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчало и ускоряло поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей.
Высокие подвижность и маневренность БМД-1 обеспечены установленным в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении шестицилиндровым V-образным четырехтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения 5 Д20–240.
Двигатель имел рабочий объем 15 900 см3 и развивал максимальную мощность в 240 л. с. (176 кВт) при 2400 об/мин. (Конструктивно он близок двигателю УТД-20, установленному на БМП-1, но меньшей мощности). Двигатель был объединен с силовой передачей в один блок. Принимая во внимание небольшую массу машины — 6700 кг, это дает очень высокое значение удельной мощности двигателя — 26,3 кВт/т, что в свою очередь позволило развивать максимальную скорость более 60 км/ч. Топливная система включала в себя три бака общей емкостью 280 литров, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении.
Для боевой машины десанта БМД-1 была характерна очень высокая маневренность, которая складывалась из трех компонентов — проходимости, подвижности и поворотливости.
Ходовая часть имела по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы из 87 траков с открытыми металлическими шарнирами. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Механизм натяжения гусениц — кривошипный, с электрогидравлическим приводом. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами. Длина опорной поверхности гусениц машины составляла 2,8 м, а удельное давление на грунт — всего 0,47 кг на кв.см, что сопоставимо с подобным показателем взрослого человека. Конструкторам удалось создать такую боевую машину, которая успешно преодолевала заболоченные и заснеженные участки, полностью соответствуя формуле — где солдат пройдет, там пройдет и десантная боевая машина. В состав ходовой части БМД-1 входили ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Обрезиненные сдвоенные ребристые опорные катки были выполнены из легкого сплава. С 1975 года литые алюминиевые опорные катки заменялись штампованными. Односкатные поддерживающие катки также имели резиновые бандажи. Поэтому, благодаря подобной конструкции ходовой части, БМД-1 стала способной двигаться по сухой грунтовой дороге со скоростью до 35 км/ч, а по шоссе мчаться с автомобильной скоростью — до 62 км/ч!
Подвеска машины — индивидуальная гидропневматическая, состоящая из 10 пневматических рессор. Роль упругого элемента выполнял азот, передача усилия на него осуществлялась через жидкость. Гидропневматическая подвеска у БМД-1 позволяла изменять клиренс, в т. ч. на плаву и при подготовке к десантированию. Гидропневматическая подвеска сложнее торсионной, но имела более выгодные характеристики по упругости в широком диапазоне нагрузок. К тому же она сочетала функции упругой рессоры гидравлического амортизатора, гасящего колебания корпуса и устройства изменения клиренса машины от 100 до 450 мм. Это позволяло уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, вывешивать ее при установке на десантную платформу во время размещения в грузовых отсеках военно-транспортных самолетов, уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву. Поскольку все элементы подвески и регулировки клиренса были расположены внутри корпуса, механик-водитель, не выходя из отделения управления, с помощью гидравлического привода мог изменить клиренс. Для этого достаточно было переключатель перевести в положение «Подъем» или «Опускание». Таким же путем можно было изменить степень натяжения гусениц. В определенных условиях это улучшало амортизацию БМД-1 и ее проходимость.
БМД-1 легко преодолевала различные препятствия, могла двигаться даже в условиях бездорожья и была способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение и управление машиной на плаву обеспечивались водометными движителями, расположенными в моторно-трансмиссионном отделении. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные — в ее корме. Входные и выходные отверстия закрывались специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводило к повороту боевой машины. Для откачки воды имелись два насоса с электродвигателями.
БМД-1 отлично держался на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания — до 10 км/ч, и маневренностью. При движении по воде в передней части корпуса поднимался волноотражательный щиток с пневмоприводом, препятствующий заливанию водой переда машины. При этом запас хода по топливу (на плаву) составлял от 96 до 116 км! Даже реку километровой ширины БМД-1 мог преодолеть всего за шесть минут.
Такие качества боевой техники изменили все привычные представления о действиях парашютно-десантных частей и подразделений. Машина БМД-1 отлично приспособлена для действий на пересеченной местности, в лесу, населенных пунктах. Она верткая и может развернуться буквально на пятачке, так как радиус поворота был равен ширине машины — 2380 мм. Такие качества были весьма ценны в бою, когда необходимо было сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела. Подвижность этой машины также характеризовалась высокими показателями. Одной из важнейших характеристик являлся запас хода по топливу. Он был внушительным — до 320 км! Запас топлива — 500 л. Машина могла преодолевать ров шириной — 2,5 м, стенку высотой — 0,7 м и подъем — в 32 градуса с креном не более 18 градусов.
5 января 1973 года впервые в мировой практике в Советском Союзе произведено десантирование боевой машины БМД-1 с двумя членами экипажа на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолета Ан-12 Б. Командиром экипажа БМД-1 был сын Василия Филипповича Маргелова, старший лейтенант Александр Маргелов, а механиком-водителем — подполковник Леонид Зуев. 23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из такого же самолета Ан-12 Б, произвела мягкую посадку БМД-1 с двумя членами экипажа на борту — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым, на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр». Благодаря этим средствам парашютно-десантные части подразделения, оснащенные БМД-1, получили возможность успешно вести бой в глубоком тылу противника, действовать дерзко и стремительно, на большую глубину.
Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать ее в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для Воздушно-десантных войск. Боевая машина десанта БМД-1 послужила базой для создания целого семейства машин различного назначения.
Всего за период с 1968 по 1987 год было выпущено примерно 3780 боевых машин десанта БМД-1 в 15 модификациях и вариантах на ее базе.
В 1971 году на базе БМД-1 был создан командирский вариант боевой машины десанта БМД-1 К, предназначавшийся для обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями ВДВ.
Производство боевой машины десанта базовой модификации продолжалось до 1979 года, всего было выпущено около 2200 машин в линейном (БМД-1) и не менее 360 в командирском варианте (БМД-1 К).

Арсенал: С НЕБА – В БОЙ

В 1978 году на вооружение советских Воздушно-десантных войск была принята модернизированная модификация БМД-1, получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1 П и БМД-1 ПК. Основным изменением, введенным на БМД-1 П, стала установка нового, более совершенного противотанкового ракетного комплекса 9 К111, рассчитанного на поражение бронетехники, ДОТов и зависших вертолетов. В состав комплекса входили: пусковая установка 9 П135 или 9 П135 М, управляемые ракеты в одноразовых транспортно-пусковых контейнерах и аппаратура управления 9 С451 М. Штатно в боекомплект БМД-1 П включались ракеты двух типов: две 9 М113 «Конкурс» и одна 9 М111–2 или 9 М111 М «Фагот», а также прицел наводчика-оператора 1 ПН22 М2, а в боекомплект БМД-1 ПК — одна 9 М113 и одна 9 М111. Пусковая установка в походном положении перевозилась в боевом отделении, а в боевом крепилась на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, могла быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД. Обе ракеты имели полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления. ПТРК 9 М111–2 имел дальность стрельбы от 70 до 2000 метров и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9 М111 М — от 75 до 2500 метров и бронепробиваемость 460 мм. Ракета 9 М113 имела дальность стрельбы от 75 до 4000 метров и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение ее модернизированный вариант 9 М113 М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью. Введение новых ПТРК повлекло за собой некоторое сокращение боекомплекта пулеметов (3940 патронов — в БМД-1 П и 3690 — в БМД-1 ПК). Кроме того, на БМД-1 П начали устанавливаться: гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Боевая масса БМД-1 П увеличилась до 7,6 тонны. Производство БМД-1 П осуществлялось с 1979 по 1986 год, а БМД-1 ПК — по 1987 год. Всего было выпущено, соответственно, более 1000 и 220 машин этих вариантов, кроме того, до уровня БМД-1 П модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1 К.
В 1979 году часть боевых машин десанта БМД-1 П была оборудована системой пуска 82-мм дымовых гранат 902 В «Туча» для постановки дымовой завесы на удалении до 200–300 м от машины. Модернизированные до уровня БМД-1 П машины на заводах капитального ремонта системой «Туча» не оснащались. Все выпущенные после 1984 года машины БМД-1 П и БМД-1 ПК вместо ламповых радиостанций Р-123 М и ТПУ Р-124 получили более современный комплекс средств связи «Абзац».
Боевые машины десанта БМД-1 и ее варианты широко применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской армией — в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье и показали высокую эффективность. До 1992 года на экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имел Ирак.v
В настоящее время, кроме Воздушно-десантных войск России, боевая машина десанта БМД-1 состоит на вооружении армий Азербайджана, Анголы, Армении, Беларуси, Индии, Ирака, Кубы, Ливии, Молдовы, Узбекистана, Украины.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Фото из архива редакции