Апрель 2010 года
     
Опыт, оплаченный кровью: ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРАХ
 
  Опыт, оплаченный кровью: ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРАХ

Разнообразен и богат опыт боевых действий в особых условиях горной местности, наработанный в годы Великой Отечественной войны. Ранее в журнале «Братишка» было опубликовано несколько статей, посвященных этой теме. Многолетняя послевоенная практика показывает, что подобные боевые действия в сложной по своим природно-климатическим условиям горной местности требуют постоянной тщательной подготовки личного состава войск. Инженер-подполковник П.С.Рототаев выдвинул целый ряд предложений по повышению боевой подготовки разведподразделений во время ведения боевых действий в горно-лесистой местности.

Боевая подготовка разведчиков

Характерной чертой боевых действий в горах является упорная борьба за дороги, сеть которых, особенно в высокогорных районах, крайне ограничена.
Войска вынуждены двигаться по узким горным ущельям с многочисленными переправами через бурные реки; по извилистым, крутым вьючным и пешеходным тропам; через лесистые, скалистые и снежные перевалы; в бездорожье, по отрогам хребтов и через хребты.
Перерезать эти пути, овладеть долиной или перевалом, по которым осуществляется подвоз и эвакуация, разрушить наиболее важные мосты через горные реки – значит поставить противника в тяжелое и подчас безвыходное положение.
Но из этого нельзя сделать вывод, что бои в горах ведутся только за горные дороги. Наступающие войска захватывают командные высоты, выдвигаются на фланги важных в тактическом отношении теснин, очищают от врага горные хребты, проникают в тыл противника и перерезают важнейшие коммуникации.
Как правило, оборона в горах строится по принципу обороны на широком фронте. Основу обороны составляют взводные и ротные опорные пункты, а также батальонные узлы сопротивления.
Такое построение обороны способствует действиям мелких разведывательных подразделений в тылу противника, позволяя проникать в промежутки между опорными пунктами, выходить в тыл или на фланги противника.
В период Великой Отечественной войны советские разведчики проводили в тыл противника подразделения и части, которые нависали над флангами врага, поражая его огнем или внезапной атакой и содействуя усилиям главных сил по разгрому противника.
Бой в горах складывается из ряда частных боев, которые развертываются на всем участке наступления. Каждый из таких боев имеет определенную цель, которая тесно увязана с общей задачей и задачей соединения, планирующего и организующего бой.
В связи с этим большое значение приобретают боевые действия мелких подразделений (отделение, взвод, рота, батальон).
Инициатива, находчивость, смелость и дерзость офицеров и солдат этих подразделений позволяют им уничтожать значительно превосходящие по численности силы противника.
Для успешного завершения наступления необходимо настойчиво и стремительно преследовать отходящего противника. Чтобы не дать противнику возможности оторваться от главных сил преследующих войск, последние высылают подвижные подразделения. Они двигаются по параллельным дорогам, отрогам гор, ущельям; выходят на пути отхода войск противника; на перевалах, в узких ущельях устраивают засады, вызывают искусственные камнепады и лавины. Таким образом противник задерживается, ему наносится урон в живой силе, а войска его деморализуются.
Войска, выделенные для преследования, должны хорошо изучить горный рельеф района предстоящих действий и знать приемы передвижения в горах. Поэтому подготовку войск нужно начинать с практического изучения гор. Особенно тщательно следует отрабатывать технические приемы передвижения по разнообразному горному рельефу в условиях, близких к боевой действительности.

Опыт, оплаченный кровью: ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРАХ

ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО РЕЛЬЕФА

Характеристика горного рельефа
Горы могут представлять собой один мощный хребет с незначительными отрогами (Уральский хребет) или несколько хребтов, расположенных в разных направлениях (Альпы, Гималаи), а также комбинацию больших хребтов с отрогами и ряда менее мощных параллельных хребтов (Кавказ, Карпаты и т. д.)
Горные районы начинаются с предгорий отдельными холмами, которые постепенно переходят в цепь все повышающихся холмов и, наконец, в ярко выраженные горные хребты, между которыми расположены глубокие горные долины. Долина может расширяться до нескольких десятков километров, а иногда переходить в очень узкое ущелье.
Склоны (скаты) хребтов в нижней части покрыты травой, затем, по мере увеличения высоты и изменения характера хребта, они переходят в лесистые, далее покрываются осыпями, альпийскими лугами, скалами, а еще выше – льдом и снегом.
К горной местности обычно относят районы или участки земной поверхности, лежащие выше 500 м над уровнем моря.
В горах различают три зоны.
1. Зона предгорий – от первых отдельных холмов до последних горных перевалов, по которым возможно движение колесного транспорта.
2. Горная зона – от горных перевалов, по которым возможно движение колесного транспорта, до снеговой линии. Эта зона допускает движение вьючного транспорта по тропам, а иногда и без троп.
3. Высокогорная зона – от снеговой линии и выше, вплоть до самых высоких вершин района. По снеговой линии легко отделить горную зону от высокогорной. Высота зон над уровнем моря колеблется в зависимости от географического месторасположения данного района, его климатических особенностей и характера происхождения горной системы. Так, например, немногие перевалы Кавказа, расположенные выше 3000 м над уровнем моря, проходимы для вьючных животных, в то время как на Памире много перевалов выше 4 500 м, легко проходимых для вьючного, а некоторые и для колесного транспорта.
Формы горного рельефа
Рельеф всякой горной местности слагается из склонов разнообразной крутизны и высоты, которые, пересекаясь между собой, образуют формы горного рельефа: хребты, вершины, перевалы и долины.
Отдельные горные участки, иногда весьма обширные по площади, но обособленные от смежных частей широкими и глубокими долинами и врезанными в гребни перевальными седловинами, называются горными группами. Такие группы, одинаково развитые в длину и ширину и слабо расчлененные, носят название горных массивов. Возвышенности значительного протяжения, линейно вытянутые и ограниченные с двух наиболее длинных сторон глубокими параллельными долинами, называются хребтами. Если хребты имеют значительную длину и тянутся параллельно друг другу, то они называются горными цепями. Местность, находящаяся между двумя параллельными хребтами или отрогами хребтов, называется долиной.
Долины могут иметь прямоугольное сечение (образованное деятельностью ледников) или V-образное сечение (образованное течением горных рек).
Как правило, долины выходят в предгорья и поэтому являются лучшими путями в горных районах. Долина, оканчивающаяся ступенью, находящейся на значительной высоте (устьевая ступень), называется висячей. Узкие долины (между двумя хребтами) носят название ущелий. Узкая часть ущелья с вертикальными, а иногда и нависающими склонами называется тесниной.
Глубокие узкие долины с отвесными склонами, имеющие большую протяженность, называются каньонами, например, каньон р. Сулак в Дагестане и каньон р. Большой Колорадо в США.
Элементы горного рельефа
Вершина – отдельное, небольшое по протяженности, но достаточно резкое возвышение, возникшее в результате расчленения гор. Острые, выделяющиеся вершины обычно называются пиком или зубом (пик Митникова, зуб Суфруджу); очень узкий и острый пик иногда называют иглой. Снежная вершина достаточно ровной конической формы в некоторых случаях называется сахарной головой. Крутые скальные усеченные вершины называются башнями; скальные вершины, имеющие вид возвышенностей с относительно ровной верхней частью (без резких выступов), иногда называют камнем или гольцем (Денежкин камень, голец Крапоткина).
Гребень – верхняя граница сходящихся склонов отдельной горы, вершины или хребта.
Кулуары – прямоугольные или V-образные впадины на крутом горном склоне, образованные геологическими процессами или процессами, разрушающими горы (камнепады, горные потоки, лавины и т. д.); узкие и неглубокие кулуары называются желобами.
Камин – широкая вертикальная или наклонная трещина с параллельными стенками, между которыми может поместиться человек.
Расщелина – более узкая, вертикальная, наклонная или горизонтальная трещина. Если в расщелину помещается лишь кисть руки или только пальцы ее, а также носок ботинка, она называется щелью. Очень узкие щели, которые могут быть использованы для забивки в них крючьев, называются трещинами.
Выступ – отдельное небольшое возвышение на скальном склоне.
Уступ – ступенчатый выступ на склоне, который может быть использован только для опоры руками или ногами сверху.
Терраса – место, где горный склон прерывается горизонтальной площадкой.
Стена – крутой скальный склон с небольшим количеством выступов (отдельные участки гладких скал называются плитами).
Бараний лоб – скальный склон, поверхность которого сильно сглажена когда-то проходившим по нему ледником. Линия, выше которой весь выпавший за зиму снег не успевает стаять за лето, называется снеговой линией; ее высота зависит от температурных условий лета и от мощности зимних осадков.
Фирн – переходное состояние от снега ко льду.
Скопление снега и фирна на склонах ледниковых цирков и в нижней части их составляет т. н. область питания ледника. Чем мощнее эта область, тем мощнее ледник.
Ледники. В зависимости от условий питания ледники подразделяются на следующие основные типы: гренландский; альпийский (долинный); переметный; возрожденный; каровый и висячий.
Мощные и чрезвычайно обширные по площади поверхности ледники приполярных широт, спускающиеся в море (или океан), носят название гренландских.
Альпийские, или долинные, ледники – это ледники с мощной областью питания и значительным по длине языком, глубоко проникающим в долину.
При большой мощности ледового потока лед иногда переходит где-либо через гребень, окаймляющий ледник с одной из сторон, и дает ветвь, спускающуюся в соседнюю долину. Такой ледник называется переметным. Как правило, он очень крутой.
Иногда ложе ледника обрывается ступенью, имеющей значительную высоту. Тогда лед ввиду недостаточной пластичности откалывается огромными глыбами от толщи ледника, летит вниз и в виде обломков скапливается под этим скальным обрывом, из обломков снова образуется ледник, который называется возрожденным.
Ледники, залегающие в глубоком цирке или каре и окруженные с трех сторон скальными стенами цирка, называются каровыми. Они имеют округленную форму ледовой или фирновой массы, заполняющей этот кар.
Ледники, залегающие в глубоких карах и имеющие сравнительно небольшой длины язык, оканчивающийся значительно выше снеговой линии, называются висячими ледниками. Поверхность их имеет крутой наклон, благодаря чему эти ледники кажутся как бы прилепленными к крутым горным склонам и висящими на них.
Особенности горного климата
Климат в горах значительно отличается от климата равнин. В горах в течение одних суток на одной и той же высоте температура может резко изменяться. Особенно сильное похолодание наступает после захода солнца и при облачности. Зимой суточная смена температур еще резче. В ясную погоду солнечный свет вызывает ожоги и временное ослепление, эта опасность не исключается и при тумане в дневное время.
Резкое понижение температуры ночью на больших высотах и размещение людей на снежно-ледовых склонах (часто в снаряжении, промокшем за время передвижения) может привести к обморожению. Нередко летом, когда в долине идет дождь, на горных хребтах и вершинах бушует метель. Она понижает температуру и вынуждает людей временно прекращать движение. Даже туман, который в долинах не ведет к серьезным последствиям, в горах вызывает понижение температуры, а также затрудняет движение вследствие сложности ориентировки.
Опыт, оплаченный кровью: ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРАХ Природные явления в горах
Многочисленные природные явления в горах зависят от характера рельефа и горных пород, составляющих отдельные элементы этого рельефа, от характера покрова горных склонов, высоты их над уровнем моря, климатических и метеорологических условий. Эти явления могут быть опасны для жизни человека, поэтому разведчикам, действующим в горах, следует знать их и своевременно принимать необходимые меры предосторожности.
Гроза. Признак приближения грозы – появление рано утром облаков с башенками и затем их исчезновение. За 3–4 часа до грозы появляется масса кучевых облаков.
Наибольшая опасность во время грозы – поражение молнией, что может произойти при движении по гребню. Поэтому перед началом грозы нужно сойти с гребня и прекратить движение. При этом нельзя располагаться под нависающими над склоном выступами или под одиночными деревьями. Остановившись, нужно отложить в сторону на 20–30 м все металлические предметы. Если же остановка сделана на сложном участке маршрута, где отнести металлические предметы в сторону нельзя, то можно опустить их на веревке или репшнуре вниз по склону. При этом их нужно прочно закрепить к веревке.
При необходимости продолжать движение нужно выбрать путь по снежному или ледовому склону (избегая скальных гребней), если даже этот путь будет значительно сложнее пути по гребню.
При этом решение на продолжение движения во время грозы может быть принято командиром только в исключительных случаях, как, например, в случае угрозы противника или при необходимости срочно выполнить задание.
Дождь. Непосредственной опасности дождь не представляет, кроме неприятности промокнуть и связанной с этим опасностью обморожения при понижении температуры. Но в то же время дождь создает серьезные препятствия для движения. Травянистые склоны и скалы становятся скользкими, и передвигаться по ним нужно с большой осторожностью, применяя специальные предметы снаряжения (ледоруб, кошки).
Буря. В высокогорных районах буря вызывает значительное понижение температуры. Бури иногда сопровождаются метелями, которые полностью исключают возможность передвижения в горах. Опасны также последствия бурь. Во время бурь, а также после окончания бури часто бывают крупные камнепады и лавины. К тому же сильный ветер забивает снегом все выступы на скалах, что в значительной степени затрудняет движение.
Снегопад затрудняет выбор пути при движении по сложным участкам маршрута. На ледниках снег заносит трещины, увеличивая опасность попадания в них передвигающихся в горах людей. Снегопад значительно уменьшает видимость и ухудшает ориентировку, по окончании его возможны лавины. Летом снегопады в горах непродолжительны, тогда как зимой они нередко длятся несколько дней. Горные дороги и тропы после снегопада, и особенно после последующего таяния выпавшего снега, становятся труднопроходимыми.
Туман. Туман бывает различной плотности, он находится в движении или висит сплошной пеленой. Туман искажает очертания видимых предметов и расстояние до них, крайне затрудняя ориентировку. В тумане можно двигаться по компасу и карте только по безопасному и известному маршруту. Во всех других случаях движение при плотном тумане должно быть прекращено. При крайней необходимости дальнейшего продвижения по сложному маршруту нужно принимать все меры, которые гарантировали бы от возникновения серьезных опасностей.
Все метеорологические явления служат серьезным препятствием для движения в горах, но в то же время они могут обеспечить надежную маскировку при продвижении через передний край обороны противника или в его тылу. Поэтому необходимо тренировать разведчиков совершать марши в горах в тумане, при снегопаде и в дождь, а также ночью, но при этом должны быть приняты эффективные меры для обеспечения безопасности.
Ко второй группе природных явлений в горах относятся явления, связанные с рельефом гор: снежные лавины, камнепады, горные обвалы и т. п.
Снежные лавины. Массы снега, выпадая на горные склоны, удерживаются на них вследствие сцепления снежного пласта с грунтом или слоями снега, фирна или льда, лежащими под свежим, только что выпавшим снегом. Сила сцепления этих слоев тем больше, чем больше неровностей на нижележащем слое и чем меньше крутизна склона. Сухой снег, выпавший на ровный крутой склон, не обеспечивает достаточного сцепления с нижележащим слоем, и пласт выпавшего снега может прийти в движение. Так образуется лавина, которая со все нарастающей скоростью устремляется вниз по склону, сметая все на своем пути. Нередки случаи, когда лавины сметали большие участки леса, целые селения, принося большой вред. Лавины могут серьезно угрожать и войскам, передвигающимся в горах.
Образование лавин зависит от характера склона, состояния снега, крутизны склона, погоды и времени года. Лавины бывают из сухого и мокрого снега. Первые встречаются чаще и обладают огромной разрушительной силой.
Лавиноопасными являются склоны с крутизной более 20°; на склонах меньшей крутизны лавины образуются очень редко.
Если склон покрыт выступающими группами скал, деревьями, кустарником, террасами или поперечными тропинками, то он менее опасен даже при большой крутизне.
Лавины опасны не только тем, что они сметают с горных склонов все лежащее на их пути. Они также разрушают дороги на дне ущелий; обрушившиеся массы снега могут запрудить горную реку и прервать всякое движение по дороге. Когда же запруда прорвется скопившейся массой воды, то водяной вал, устремляясь вниз по ущелью, разрушает дороги, мосты и строения, расположенные в ущелье.
Огромная разрушительная сила лавин может быть использована как средство борьбы с врагом.
В истории военного искусства неоднократно искусственно вызванными лавинами наносился большой урон противнику.
Причиной срыва лавин с горных склонов может быть сравнительно небольшой толчок – ветер, сорвавшийся камень, кусок снега, фирна или льда; пробежавшее животное, прошедшая группа людей (подрезавших пласт снега), прошедший дождь или снег. Наибольшая опасность образования лавин бывает в первые 2–3 дня после прошедших снегопадов.
При неизбежности перехода по лавиноопасному склону значительной протяженности, его нужно преодолевать следующим образом: бойца, проходящего через лавиноопасный склон, нужно снабжать цветным шнуром длиной 25–30 м. Этот шнур одним концом привязывается к передвигающемуся и тянется за ним. Если человек попадет в лавину, конец шнура остается на ее поверхности. Это позволяет найти место, где засыпан сорванный лавиной, чтобы оказать ему своевременную помощь.
В лавине из мокрого снега основная опасность заключается в том, что массы тяжелого сырого снега, особенно при остановке лавины, сильно уплотняются и могут раздавить человека, попавшего в лавину.
Ледовые обвалы. В результате резких изменений температуры, сильных постоянных ветров и атмосферных осадков на ледниках в местах ледопадов или на крутых ледовых склонах с нависающими ледовыми глыбами образуются ледовые обвалы.
Предусмотреть время падения ледовых глыб невозможно, но, как правило, наиболее безопасное время для прохождения мест, опасных в этом отношении, – раннее утро, когда замерзшая в трещинах ледника вода удерживает отдельные малоустойчивые глыбы от падения.
Камнепады. В результате разрушения горных пород, составляющих скалы, образуются камнепады. Чем менее прочны горные породы, тем мощнее и чаще камнепады.
Причиной образования камнепада может быть падение отдельного скального обломка, который срывает за собой множество других. В результате происходит каменный обвал, который устремляется вниз по склону или кулуару. Срыв обломка может произойти по различным причинам. Так, например, расширение замерзшей воды в промежутке между отколовшимся куском и скальным массивом может вывести глыбу из равновесия, и она сорвется со склона.
Это происходит обычно после заката солнца, вслед за понижением температуры и замерзанием воды в трещинах скал. Но возможны случаи, когда замерзшая вода вывела отколовшуюся глыбу из равновесия, но сила сцепления льда со скальным массивом еще удерживает ее от падения. После восхода солнца лед растает, и эта глыба сорвется со склона (это чаще всего бывает через два-три часа после восхода солнца). Она увлечет за собой все непрочно лежащие на ее пути обломки и мощной каменной лавиной устремится вниз по склону. Встретив на своем пути желоб или кулуар, лавина побежит по ним, как по руслу. Поэтому на ровных скальных склонах или стенах, как правило, происходит падение отдельных камней или мелких камнепадов; склоны же, пересеченные кулуарами и желобами, опасны крупными камнепадами и каменными обвалами.
Внешними признаками склонов, опасных в отношении камнепадов, являются: свежие места изломов на скалах, выделяющиеся более светлой окраской; светлые скалы с заметными бороздами и налетом светлой пыли, темные борозды в снежных желобах, на фирновых или снежных склонах.
Пересекать участки скальных склонов, опасные в отношении камнепадов, нужно по одному. Идущий впереди солдат двигается, имея надежную страховку, другой внимательно и безотрывно наблюдает за вышележащим склоном и предупреждает идущего в случае появления опасности камнепада или падения отдельных камней. Тогда идущий быстро принимает решение – вернуться или быстрее пройти данный участок.
При движении группы солдат по сильно разрушенным скалам или их обломкам (осыпям) необходимо соблюдать большую осторожность. Нельзя допускать того, чтобы разведчики, идущие выше, задевали неустойчиво лежащие на склоне камни или наступали на них.
При срыве камня солдаты, идущие выше, спокойным голосом подают сигнал «камень», чем предупреждают остальных о возможной опасности.
По этому сигналу солдаты, идущие ниже, взглянув вверх, определяют направление полета камня (или нескольких камней), и тот солдат, который окажется на пути летящего камня, быстро, без сутолоки отходит в сторону.
Для разведчика падение отдельных камней и камнепады могут служить сигналом о наличии противника на вышележащем склоне. Поэтому разведчики при передвижении в горах должны особенно осторожно и внимательно относиться к этому и ни в коем случае не допускать сбрасывания камней, что может их выдать противнику.

Опыт, оплаченный кровью: ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРАХ

Большую разрушительную силу камнепадов иногда используют как средство борьбы с противником.
Так, во время боев за Кавказ наша разведывательная группа под командованием капитана Гусева проникла в тыл немцев (район Клухорского перевала) и подрывом скального выступа вызвала мощный камнепад. Эта каменная лавина, развив огромную скорость при падении, врезалась в расположение немцев и нанесла им большие потери.
Чтобы изменившиеся условия погоды не застали разведчиков врасплох, необходимо знать основные признаки улучшения и ухудшения погоды в горах.
Общие признаки ухудшения погоды: венец вокруг луны, заметное мерцание звезд к утру, алая утренняя заря, понижение температуры воздуха в утренние часы, затуманенное солнце; ветры, дующие ночью из долин в горы, а днем – с гор в долины.
Признаки улучшения погоды: алая вечерняя заря, понижение температуры в ущельях в вечерние часы, вечерний туман в ущельях, безветрие, ясное небо, утренняя роса, покрытые дымкой вершины, холодные ночи в ущельях.
Все природные явления, которые могут встретиться в горах, опасны только для того, кто не знает, когда и откуда они могут появиться. Отличное знание гор и приемов передвижения по ним помогает разведчику успешно бороться со всеми трудностями и опасностями.
Характер горных дорог
Сложность горного рельефа влияет на характер дорожной сети.
В предгорьях дороги часто пересекают отроги хребтов небольшой высоты и незначительной крутизны склонов. По мере углубления в горы высота хребтов становится все больше, а крутизна склонов увеличивается, вследствие чего изменяется и сеть дорог.
Широкие благоустроенные дороги, проходящие через отроги хребтов в предгорьях, уступают место дорогам узким и мало приспособленным для движения колесного транспорта. При дальнейшем повышении хребтов эти малоудобные дороги сменяются вьючными и пешеходными тропами.
Основные пути в горах в виде хороших шоссе идут глубокими горными долинами по берегам рек и широким участкам горных ущелий или вьются по карнизам, вырубленным в крутых скальных склонах. В узких горных ущельях (теснинах), где дороги проложены по скальным стенкам, проезд автомашин или других средств передвижения возможен только в одном направлении. Это сильно ограничивает скорость движения транспорта, что затрудняет переброску войск и боевой техники, а также обеспечение их боеприпасами и продовольствием.
При разрушении горной дороги движение по ней останавливается, так как объезд разрушенного участка часто бывает невозможен.
Мосты и узкие участки горных дорог привлекают внимание противника, и он стремится в боевой обстановке разрушить их. Поэтому принимаются все возможные меры к охране подобных участков дорог.
Наличие в горах изолированных друг от друга ущелий (особенно в высокогорной зоне), связанных между собой лишь редкими горными тропами, сообщение по которым значительно затруднено, требует самостоятельных действий отдельных частей и подразделений.
Говоря об ограниченности дорог в высокогорной зоне, нужно понимать, что труднодоступные участки местности не могут являться достаточно надежным естественным прикрытием. Это подтверждается некоторыми примерами.
На Кавказском фронте в 1916 году ударная группа русских войск, состоявшая из двух корпусов, наступала на селение Кеприкей по труднодоступному хребту Палантекен. Русские войска воспользовались упущением турок, которые считали данное направление непроходимым для крупных соединений и поэтому не укрепили его.
В условиях 20-градусного мороза, на высоте 3000 м, двигаясь по пояс в снегу, русские войска со значительным количеством артиллерии внезапно обрушились на турок и, прорвав их оборону, открыли путь на Эрзерум.
Во время Великой Отечественной войны немецким войскам удалось ценой больших потерь прорваться через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта. Немцы считали операцию законченной, так как контрнаступления Красной Армии в сложных условиях высокогорья они не ожидали. Однако наши части, несмотря на чрезвычайно сложные условия рельефа, сумели подготовить мощный удар по противнику и, нанеся большие потери врагу, отбросили его.
Следовательно, ограниченность дорог и сложность рельефа в высокогорной зоне не исключают проведения боевых действий, но требуют серьезной подготовки войск, предназначенных для таких операций.
В годы войны хорошо подготовленные разведывательные подразделения ходили на выполнение заданий по сложным маршрутам и добивались успехов. Так, например, одна из наших разведывательных групп обошла перевал Бечо, тщательно охраняемый противником, через «забытый» и труднопреодолимый перевал Ах-Су и вышла в ущелье реки Баксан, захватила в плен двух немецких полицейских, охранявших шоссе Нальчик – Эльбрус, навела панику на немецкий гарнизон Баксанского ущелья и без потерь возвратилась в свою часть.
Приведенные примеры показывают, что разведчики в горах должны действовать смело и внезапно, выбирать наиболее сложные маршруты, обеспечивающие скрытность движения и внезапность удара по врагу.
Дерзость и риск должны сочетаться с хорошим знанием противника, правильной оценкой обстановки, высокой бдительностью и с отличным овладением приемами передвижения по сложному горному рельефу.
Разведчикам необходимо избегать горные тропы и дороги, известные противнику, выбирать для движения крутые склоны, труднопроходимые ущелья, ручьи и лесные массивы. Разведывательные подразделения должны укомплектовываться физически выносливыми, натренированными в горных условиях солдатами. Лучше всего подбирать в разведку жителей горных районов или спортсменов-альпинистов, имеющих большой опыт передвижений в горах.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Фото из архива автора